Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП
18.09.2018

ЕДГ 2019: 31 законопроект и 16 кампаний

 

За финалом одной избирательной кампании всегда маячит старт следующей. Пост-выборная неделя была богата на экспертные площадки. Обсуждали итоги 9 сентября и в МГУ (там зарождается концепция нового избирательного кодекса страны), и на площадке АПЭК (политолог Дмитрий Орлов с экспертами дискутировали о реалиях региональных процессов), и в комитете по политическим технологиям РАСО (Евгений Минченко в неформальной обстановке обсуждал с представителями цеха политтехнологические последствия и актуальные вызовы). Круглый стол Общественной палаты, состоявшийся 12 сентября, собрал организаторов выборов, юристов, экспертов. Дискуссия получилась динамичной и разносторонней. О том, что удалось обсудить и что осталось за рамками - мнение заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константина Комкова. 

Круглый стол в Общественной палате, на мой взгляд, был достойной площадкой для трансляции острых вопросов состояния электоральных процессов, обозначил направления для реформирования избирательного законодательства, подвел черту адаптации института общественного наблюдения. Важно, что на мероприятии мы обозначили план общественного осуждения выборов в России на предстоящий период. Причем, тон задали совместно и организаторы выборов, и представители многочисленных общественных организаций от Корпуса наблюдателей «За честные выборы» до «Голоса».

Несколько мыслей постфактум. Актуальным видится аудит новелл в избирательном законодательстве и госдумовского портфеля поправок и дополнений. На Охотном ряду обсуждается 31 законопроект. Целесообразно в рамках палаты и созданного летом экспертного совета при комитете по контролю и регламенту ГД (сегодня он регулирует внесение изменений в выборное законодательство) дать экспертную оценку проектам, четко обозначит позицию и прийти к Единому дню голосования 2019 года с обновленным законом. Относительно муниципального фильтра – нужен он или и не нужен, нуждается ли он в либерализации?

Информационные выпады в адрес Эллы Памфиловой, прозвучавшие из уст Владимира Жириновского, думаю вызваны и ее позицией по либерализации фильтра. Сегодня фильтр для ЛДПР вещь осуществимая, а при его снятии эксклюзивность политического предложения теряет силу. Видится важным, что относительно фильтра надо провести активное обсуждения до февраля, с тем чтобы предложить законодателю ужу готовый кейс как позицию экспертного и общественного цеха. В 2019 году ожидается 16 кампаний по выборам высшего должностного лица и правила игры должны быть понятны до старта партийного обсуждения кандидатов. 

Перенос Единого дня голосования на весну или сдвиг его на октябрь. Вопрос риторический и сезонный. Возможно, что стоит провести социологический замер, определить мнением населения и исходя из его результатов руководствоваться при принятии решения о корректировке системы.

На мой взгляд, послабления (причем существенного) требуют ограничения в предвыборной агитации. Понятно, что сегодня сложившаяся ситуация повышает капитализацию электоральных юристов, однако правила игры требуют пересмотра. Ограничения на фото с семьей и с коллегами по партии, запрет на изображение с лидерами и спикерами партии - это некоторое лукавство. В то же время важно обязательное участие в дебатах всех участников процесса (даже процедурой предварительного голосования партии ЕР они предусмотрены).

Избирательные фонды кандидатов и партий. В регионах при равных условиях по численности избирателей разные требования к максимальному размеру – где-то это 100 тысяч на кампанию, а где-то это 1 миллион. Предельные размеры фондов должны быть адекватны по всей стране и ориентироваться исключительно на состав населения.

Общественное наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан. Институт состоялся – это признают и сами избиратели, и организаторы выборов, и правозащитные организации. Актуальный вызов для общественного сектора – это действенный противовес фальшивой информации. Спродюсированные конфликты и заведомо ложные данные становятся информационным булыжником, который постоянно используется с целью дискредитировать процесс выборов в стране.

Избирательная комиссия показала весной 2018 года высокий стандарт информационного сопровождения самого процесса выборов. Однако остались вопросы, требующие регулирования: призыв к участию в выборах это информирование, социальная реклама?

Помимо вышеобозначенного есть еще много актуальных вопросов. Уверен, что они станут темами для активного обсуждения с представителями цеха и общественниками в рамках мероприятий Общественной палаты РФ.

komkov na ks

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 ЕДГ 2019: 31 законопроект и 16 кампаний
banner-cik-min ЕДГ 2019: 31 законопроект и 16 кампаний
banner-rfsv-min ЕДГ 2019: 31 законопроект и 16 кампаний
expert-min-2 ЕДГ 2019: 31 законопроект и 16 кампаний
partners 6
eac_NW-min ЕДГ 2019: 31 законопроект и 16 кампаний
insomar-min-3 ЕДГ 2019: 31 законопроект и 16 кампаний
indexlc-logo-min ЕДГ 2019: 31 законопроект и 16 кампаний
rapc-banner ЕДГ 2019: 31 законопроект и 16 кампаний