Первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, доктор политических наук
26.07.2022

Лучшие региональные практики инвестпроектов

 

Первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, доктор политических наук Павел Селезнев – об  опыте работы наиболее эффективных региональных институтов развития.

Региональные институты развития действуют в нашей стране уже достаточно долгое время. Однако их эффективность меняется от региона к региону, несмотря на то, что они используют, как правило, одни и те же практики и подходы. По этой причине особенно актуальной становится задача аналитического освещения опыта передовых регионов, позволяющего выявить наиболее эффективные и пригодные для тиражирования практики.

Белгородский локомотив

Работа с проектами белгородской АО «Корпорация “Развитие”» осуществляется по принципу «одного окна» в рамках единого алгоритма, на основе проектного управленческого подхода.  После получения обращения от потенциального инвестора, еще на этапе определения параметров проекта, за ним закрепляется куратор из числа сотрудников корпорации. Затем бизнесмену оказывается помощь в подборе участка и оценке усилий, связанных с подведением инфраструктуры. После этого потенциальный инвестор лично посещает корпорацию и по итогам встречи с куратором принимает решение о реализации проекта на территории региона. В последующем сотрудники корпорации оказывают инвестору помощь в получении всех доступных на территории региона форм государственной поддержки. Совместно с представителями корпорации повторно прорабатываются все ключевые показатели проекта. За этим следует организация взаимодействия инвестора с властными структурами регионального и муниципального уровня, с деятельностью которых так или иначе связана реализация проекта. После этого происходят подготовка соглашения о намерениях и его подписание. Вслед за этим формируется команда инвестиционного проекта, в которую в обязательном порядке входят представители органов власти регионального и муниципального уровня. Далее проект вносится в автоматизированную информационную систему «Проектное управление», параллельно готовится сопутствующая документация. Вслед за этим проводится представление проекта на совещании под председательством губернатора с участием членов регионального правительства. Далее осуществляется сопровождение проекта на всех этапах его реализации.

Инвесторы в онлайн режиме могут получить доступ к интерактивному каталогу всех видов поддержки со стороны федеральных и региональных властей. Последний включает в себя, в том числе, прямые ссылки на ресурсы Центра услуг для бизнеса Белгородской области, Белгородского гарантийного фонда содействия кредитованию и т.д. Предприниматель также может воспользоваться интерактивными картой инвестиционных проектов и каталогом промышленных парков, бизнес-инкубаторов, технопарков и кластеров на территории региона. В его распоряжение предоставляется готовый каталог инвестиционных решений.

Корпорацией также запущен венчурный акселератор «Корпорации» StartUp:Land, дающий начинающим предпринимателям возможность пройти бесплатное обучение по одной из лучших программ подготовки и получить финансирование от инвесторов. Данный проект предусматривает предоставление персональных менторов и подготовку к защите перед инвесторами. Фактически данная площадка выступает в качестве дополнительного инструмента поиска перспективных стартапов для предпринимателей, желающих инвестировать в экономику региона. Ее потенциал в данном плане расширяет проведение ярмарок инновационных проектов StartUp:Land.

Корпорация регулярно обновляет актуальную информацию об объектах инфраструктуры на территории региона и планах строительства новых объектов. Равным образом систематически публикуются ежегодные отчеты о деятельности по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

Тюменское чудо

Источником позитивного опыта в плане привлечения инвестиций может служить и кейс работы «Инвестиционного агентства» Тюменской области.

Среди используемых им передовых практик работы с инвесторами можно отметить  создание сети местных представительств агентства на местах. В настоящее время в регионе открыты более 20 филиалов агентства на территориях, увеличение инвестиционной привлекательности которых имеет приоритетное значение для руководства региона.  При этом больше половины из них функционируют в сельской местности. Наличие сети представительств инвестиционного агентства позволяет заметно сократить временные затраты инвесторов на поддержание формальной коммуникации с представителями региональных и муниципальных органов власти, одновременно создавая инфраструктурную основу системы мониторинга за ходом реализации бизнес-проектов, развиваемых на конкретных территориях.

Внимания заслуживает и опыт создания «Инвестиционным агентством Тюменской области» Центра инноваций социальной сферы. Данная структура не только выполняет роль ресурсного центра для поддержки социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций, но и выступает в качестве площадки агрегирования и популяризации лучших бизнес-практик, а также налаживания системы прямых связей между инвесторами, создателями стартапов и представителями муниципальных и региональных властей.  Для этого при Центре была сформирована Школа социального предпринимательства для субъектов малого и среднего предпринимательства. Обучение ее студентов осуществляется под руководством действующих предпринимателей, а консультационные услуги оказываются даже после завершения подготовки, на любом этапе реализации бизнес-проекта.

Большую роль в развитии инвестиционного потенциала Тюменской области играет наличие «продающих» интерактивных каталогов реализуемых инвестиционных проектов, фактически представляющих собой средство их презентации (благодаря качественному дизайнерскому оформлению), включающей в себя инструменты оперативной связи с руководителями проектов.

Позитивное влияние на работу создаваемых в регионах технопарков и бизнес-инкубаторов может оказать заимствование тюменского опыта формирования экспертных советов, вырабатывающих для руководства соответствующих площадок рекомендации относительно определения круга претендентов на предоставление государственной поддержки, форм и условий ее оказания,  методики оценки и инновационных проектов. В данном случае необходимо подчеркнуть, что состав советов рекрутируется за счет привлечение руководителей крупных компаний, работающих на территории региона, ведущих деловых изданий, объединений инвесторов, бизнес-ассоциаций, профильных структур внутри исполнительных и законодательных органов власти. Данный формат позволяет организовать обмен мнениями и согласование интересов между лицами, принимающими решения, на уровне всех ведущих экономических акторов региона, в то же время оставляя свободу маневра для руководства технопарка.

Серьезным преимуществом с точки зрения увеличения инвестиционной привлекательности может являться предоставление расширенного пакета юридических и консалтинговых услуг по тюменскому образцу, включающего в себя услуги по патентному поиску, разработку бизнес-плана инновационного проекта и предоставление возможности представить его венчурным инвесторам и бизнес-ангелам.

Важную роль в развитии инвестиционной активности может сыграть тиражирование опыта содействия налаживанию контактов предпринимателей с региональным Центр поддержки экспорта (занимающихся продвижением несырьевой неэнергетической продукции и потребительских услуг на международных рынках) по тюменскому образцу. Помощь со стороны  Центра включает в себя поиск потенциальных партнеров за рубежом, подготовку, оценку контрагента, экспертизу и последующее сопровождение экспортного контракта, расчет логистики и таможенных платежей, услуги стандартизации, сертификации и т.д.

Сохраняющаяся актуальность проблемы низкой доступности кредита для предпринимателей указывает на наличие существенного потенциала у такой практики, как создание гарантийных фондов (по образцу работающей в Тюменской области структуры). Располагая активами в размере 334 млн. рублей, созданный региональным агентством развития фонд, предоставляет поручительства субъектам МСП по их обязательствам перед банками, МФО и лизинговыми компаниями по кредитам сроком до 15 лет, по микрозаймам и банковским гарантиям – сроком до 3 лет. Размер одного поручительства доходит до 50% от суммы обязательств, но составляет не более 25 млн. Объем вознаграждения агентства при этом составляет лишь 0,5 - 1% годовых от суммы поручительства. Приобретение поручительства не предполагает специального предварительного обращения в инвестиционное агентство.  Подача заявки осуществляется через банк, МФО либо лизинговую компанию (предоставляющих агентству весь необходимый набор документов), а решение о предоставлении принимается в течение 3-х рабочих дней. При этом в программе не могут участвовать компании, занимающиеся игорным бизнесом, производством и реализацией подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых и относящиеся к участникам соглашений о разделе продукции.

Ульяновский опыт

Примером эффективной работы по привлечению инвестиций могут служить практики, применяемые властями Ульяновской области. В числе специфических черт местной модели с инвесторами, пригодных для экстраполирования на иные территории, можно упомянуть традицию закрепления за каждым крупным инвестиционным проектом члена регионального правительства в качестве куратора. Тиражирование этой практики может принести в особенности в случае копирования другой элемента ульяновской инвестполитики: оперативный контроль над ходом реализации проекта в рамках работы Штаба по инвестициям осуществляет лично губернатор.

Следует отметить и то, что в рамках ульяновской инвестиционной модели институты развития берут на себя многочисленные обязательства не только по предоставление земельного участка, проектированию и строительству объектов. В частности, на них возложены функции по:

- оформлению исходно-разрешительной документации;

- подготовке схем планировочной организации земельных участков;

- получению технических условий на водоснабжение, канализование, водоотведение, электроснабжение, телефонизацию, радиофикацию, газоснабжение и наружное освещение;

- предоставлению заключений о возможности строительства объекта от органов власти и управления;

-  разработке технического задания на проектирование;

- подготовке тендерной документации для выбора генерального проектировщика;

- организации проведения тендеров;

- составлению договоров и проведению переговоров.

Кроме того, чиновники оказывают инвестору услуги, связанные с управлением разработкой проекта и организацией проведения госэкспертизы проектной документации. Равным образом институт развития берет на себя выполнение функций заказчика и управления проектами при строительстве. Региональная инвестиционная корпорация в формате аутсорсинга занимается  поиском и подбором постоянных сотрудников по заявкам инвесторов (вплоть до проверки уровня владения иностранными языками среди соискателей), а также решает бюрократические вопросы, связанные с включением компании в банк вакансий и работодателей и привлечением работников из других государств.

Тамбовский позитив

Работа «Корпорация развития Тамбовской области» может служить примером позитивного опыта в плане организации маркетингового и юридического сопровождения инвестиционных проектов. Ее сотрудники проводят исследование рынков, интересующих инвестора, и разрабатывают комплекс рекомендаций относительно возможных стратегий развития бизнеса. Юристы корпорации берут на себя функции корпоративного сопровождение делового проекта инвестора, сопровождения его первичной регистрации, разработки и правовой экспертизы документов договорного характера, организации претензионной и исковой работы, представительства в судах, ведения кадрового делопроизводства и тендерного сопровождения участников размещения заказа.

Ленинградский Совет

Внутри ленинградской модели инвестиционной политики можно отдельно выделить  роль такого института, как Совет по улучшению инвестиционного климата и проектному управлению. Данная структура выступает в качестве площадки прямого взаимодействия руководства органов исполнительной власти, инвесторов, деловых ассоциаций и представителей аналитических центров. Ее функции включают в себя подготовку предложений по внесению изменений в действующее законодательство в сфере инвестиционной деятельности, выявление административных барьеров, выработку рекомендаций по организации взаимодействия органов власти с инвесторами, мониторинг реализации уже запущенных проектов и выполнения инвестиционной стратегии региона на период до 2025 г. Результативность работы Совета во многом обеспечивает пребывание на посту его председателя высшего должностного лица области. Заседания Совета проводятся дважды на протяжении года. Любой желающий может предложить для обсуждения на Совете конкретную тему или направить запрос относительно присутствия на заседании.

 

dengi met stopka

 
Партнеры
politgen-min-6 Лучшие региональные практики инвестпроектов
banner-cik-min Лучшие региональные практики инвестпроектов
banner-rfsv-min Лучшие региональные практики инвестпроектов
expert-min-2 Лучшие региональные практики инвестпроектов
partners 6
eac_NW-min Лучшие региональные практики инвестпроектов
insomar-min-3 Лучшие региональные практики инвестпроектов
indexlc-logo-min Лучшие региональные практики инвестпроектов
rapc-banner Лучшие региональные практики инвестпроектов