Журналист, эксперт Центра ПРИСП
04.10.2022

Армения и Азербайджан: развязка кавказского узла

 

Журналист, эксперт Центра ПРИСП Тихон Сысоев - о том, как Армения и Азербайджан приближаются к развязке в затяжном поствоенном напряжении.

Очередная волна эскалации между Баку и Ереваном была неизбежна — при таком уровне дискоммуникации любая искра становится взрывоопасной. Но мало кто мог представить, что конфликт станет настолько серьезным и затяжным. Только за время самых ожесточенных боестолкновений 13–14 сентября погибло свыше 280 военнослужащих.

Можно констатировать, что Баку вновь добился успеха. Он продолжает тактику прощупывания слабых мест противника путем болезненных уколов и создания плотного фона напряжения, который усиливает тренд на депопуляцию Карабаха и постоянно нервирует Ереван.

Очевидно, что главной переменной в этом длящемся кризисе является время. Армения испытывает в нем большой дефицит. С момента окончания войны Ереван оттягивает подписание мирного соглашения на условиях Баку, понимая, что подобный шаг будет расценен соотечественниками как однозначная капитуляция со всеми вытекающими политическими последствиями. Армянское общество еще должно подготовиться к тому, чтобы окончательно осознать и принять новую реальность.

Для Азербайджана, напротив, сейчас самое время ускорить процесс. Во-первых, потому, что в каком-то смысле времени у него остается все меньше: с момента окончания конфликта прошло почти два года, а окончательно оформить свой военный успех юридически и политически пока не получилось.

Во-вторых, стоит иметь в виду выгодную для Азербайджана региональную обстановку, которая сложилась из-за украинского кризиса. Главный гарант безопасности Армении, Москва, скован на западном направлении и будет всеми силами избегать даже намека на возможность возникновения второго фронта на Южном Кавказе. Значит, можно давить сильнее.

Хотя тот факт, что Брюссель и Вашингтон явно пытаются вернуться в конфликт в качестве посредников, чтобы подорвать позиции Кремля, до некоторой степени создает ограничения аппетитам Баку. Но едва ли они будут критическими, с учетом огромной важности азербайджанских углеводородов для экономики Евросоюза.

Все это не означает, что Армения находится в безвыходной ситуации, но она к ней все ближе. И чтобы избежать очередного национального шока, Еревану придется найти в себе силы не только для того, чтобы наполнить диалог с Баку конструктивной повесткой, но и чтобы преодолеть давние исторические фобии и страхи.

Конфликт без границ

Вопрос статуса непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), конечно, остается центральным в этнополитическом конфликте Армении и Азербайджана, но отнюдь не единственным. Как только по итогам войны Ереван утратил «пояс безопасности» в виде семи областей, окружающих Карабах, в переговорный процесс оказались включены вопросы переустройства новых границ между двумя странами, а также создание коридоров между западными регионами Азербайджана с Нахичеванью.

Не случайно одним из эпицентров недавних столкновений стал город Джермук на юге-востоке Армении, который как раз расположен на пути между азербайджанской территорией и нахичеванским эксклавом. Столь же красноречива и география боестолкновений между армянскими и азербайджанскими военными за последние месяцы. Под огнем оказывались трасса, связывающая Ереван и Степанакерт, населенные пункты как на восточной границе Армении и на севере-западе Азербайджана, так и на территории Карабаха.

Природа этих непрекращающихся стычек, разбросанных на значительной территории, объясняется двойственно. С одной стороны, Баку продолжает свою стратегическую линию, выбранную по факту окончания войны: всестороннее и постоянное давление на Ереван.

«Главная цель Баку уже давно официально декларирована президентом — подписание всестороннего мирного соглашения с Арменией, в котором Ереван безоговорочно признает территориальную целостность Азербайджана, включая весь Нагорный Карабах. Но чтобы Ереван пришел к столу переговоров с чем-то весомым, его нужно к этому постоянно подталкивать, поэтому военное давление не спадает», — рассказывает Вадим Муханов, заведующий сектором Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН.

Показательными был инцидент, который произошел в начале августа, когда после очередных взаимных обстрелов Азербайджан добился передачи новых населенных пунктов в Карабахе под свой контроль. Речь идет о городе Лачин, а также о селах Агавно и Сус, которые расположены вдоль Лачинского коридора. Ясно, что эта силовая операция была демонстративной, поскольку азербайджанцам эти территории и так должны были отойти по итогам войны.

С другой стороны, на дестабилизацию между Арменией и Азербайджаном работает фактор границ. В трехстороннем соглашении, подписанном в Москве в ноябре 2020 года, подтверждалось, что граница между двумя странами должна дублировать границу советских времен, но ее нельзя назвать полностью детализированной, считает Александр Караваев, научный сотрудник Института экономики РАН. «Часто она оказывается подвижной просто потому, что есть спорные участки, которые в советское время могли относиться к одному или другому хозяйствующему субъекту или совхозу и потому не быть размеченными в принципе», — объясняет эксперт.

Характерный инцидент имел место в мае прошлого года, когда азербайджанские военные вошли на территорию Армении и заняли место около Черного озера (по-армянски — Сев Лич), после чего произошла очередная военная стычка. Проблема в том, что озеро располагается между азербайджанским Лачинским районом и армянской Сюникской областью; при этом демаркация и делимитация на этой территории в советское время проведены не были.

Затруднения внешних посредников

То, что прекратить или снизить число боестолкновений между Арменией и Азербайджаном не может никто из крупных региональных игроков, в том числе Москва, довольно показательно. И хорошо объясняет, почему Ереван так активизировался на внешнеполитическом контуре. Те механизмы, что должны были постепенно распутывать давний кавказский узел, работают все более рассогласованно.

Минская группа фактически уже мертва, хоть еще и не похоронена. У российских миротворцев в Карабахе так и нет «международного мандата» присутствия. Сам Кремль заинтересован поддерживать прежний уровень отношений и с Баку, и с Ереваном, особенно в условиях санкционного давления, когда каждое окошко во внешний мир на вес золота, а потому постоянно сглаживает реакцию ОДКБ.

Какие-то усилия, конечно, пытается прилагать Евросоюз (вспомним недавний трехсторонний саммит в Брюсселе), но и его теперь больше заботят вопросы противостояния с Россией, чем армяно-азербайджанская разрядка. Не говоря уже о том, что самой европейской дипломатии этот конфликт явно не по зубам.

В таких условиях Армения была вынуждена искать себе новых партнеров, считает Вадим Муханов: «Так можно интерпретировать активизацию европейского и американского треков армянской внешней политики, а также зондаж контактов с Анкарой». И этим не могли не воспользоваться те игроки, которые по факту второй карабахской войны оказались за бортом.

Не стоит слишком переоценивать последствия визита в Ереван Нэнси Пелоси, спикера палаты представителей США. Как и истолковывать его исключительно в логике предвыборной борьбы Демократической партии перед ноябрьскими выборами в Конгресс —американские армяне обычно поддерживают демократов.

Несмотря на все недовольство, выражаемое Ереваном по поводу бездействия ОДКБ, которому искусно подыгрывала Пелоси, и даже на призывы некоторых политиков покинуть эту организацию, Армения, если останется в здравом уме, на это не пойдет. Каким бы ни было положение Москвы, она еще долго будет оставаться гарантом безопасности этой страны.

Однако для самих американцев, чьи позиции в кавказском регионе в последние годы несколько просели, усиление присутствия в Армении — вполне приемлемый сценарий. Показательно, что уже после приезда Пелоси, 19 сентября, по инициативе госсекретаря США Энтони Блинкена прошли переговоры министров иностранных дел Армении и Азербайджана при участии американского сопредседателя Минской группы Филипа Рикера. А до конца года должна состояться еще одна встреча двух министров.

«Кавказ для США всегда был зоной подскока на Ближний Восток. И сегодня это стало для Вашингтона еще актуальнее, поскольку отношения с рядом ближневосточных стран у него не очень хорошие», — напоминает Вадим Муханов.

Трудные и болезненные решения

Однако, если рассуждать прагматически, то Еревану было бы куда выгоднее попробовать заново отстроить отношения с Анкарой при посредничестве Москвы, а не искать опоры вне региона — будь то ЕС или США. Сенсационные заявления Никола Пашиняна о желании наладить дипломатические отношения с Турцией говорят о готовности к такому шагу и части армянской политической элиты.

«Если армяне смогут достигнуть взаимопонимания с Турцией, то фактически будут застрахованы от агрессивных выпадов Баку, что, между прочим, было бы на руку и России. Но для этого им придется перешагнуть через свои исторические страхи и стереотипы», — считает Александр Караваев.

Конечно, такой шаг вряд ли понравится Ирану, который с опаской воспринимает растущее турецкое влияние на Кавказе. Однако посредничество Москвы, в том числе по линии Тегеран — Анкара, может оказаться важным фактором, способным удерживать в регионе баланс сил и интересов.

У Пашиняна, как ни странно, все еще есть запас политической прочности, чтобы выстроить более конструктивный диалог со своими соседями. По итогам прошедших в Армении выборов муниципального уровня его партия «Гражданский договор» сумела достигнуть формального лидерства: в 9 из 16 общин она одержала победу. И это, стоит подчеркнуть, на очень тревожном внешнеполитическом фоне.

Более того, о важности консолидации общества в последнем интервью говорил и первый президент страны Левон Тер-Петросян: «Сейчас время объединяться. Нас ждут трудные, болезненные решения. Соглашения должны быть подписаны как с Азербайджаном, так и с Турцией».

Другое дело, что Пашинян, по-видимому, еще надеется дотянуть до более выгодной для себя ситуации, а под все возможные неудачи и шоки подводит нарратив, в котором главным виновником становится «пассивная» Москва. Так, он показательно предлагает разместить на границе с Азербайджаном иностранных наблюдателей из структур ОБСЕ или ООН. Обвиняет Россию в перебоях поставок вооружения. Дает отмашку на демонстративный отказ Армении от участия в учениях ОДКБ, которые проходят сейчас в Казахстане.

Ничего необычного здесь нет: Ереван с момента поражения в войне взял на вооружение эту риторику. Но с точки зрения большой перспективы эта пропаганда может вызвать рикошет. И чем дальше, тем он будет разрушительнее — ведь кавказский узел рано или поздно будет распутан, в то время как армянское общество вновь окажется психологически к этому не готово.

Ранее опубликовано на: https://expert.ru/expert/2022/40/rasputat-kavkazskiy-uzel/

 

armen azerbaid min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Армения и Азербайджан: развязка кавказского узла
banner-cik-min Армения и Азербайджан: развязка кавказского узла
banner-rfsv-min Армения и Азербайджан: развязка кавказского узла
expert-min-2 Армения и Азербайджан: развязка кавказского узла
partners 6
eac_NW-min Армения и Азербайджан: развязка кавказского узла
insomar-min-3 Армения и Азербайджан: развязка кавказского узла
indexlc-logo-min Армения и Азербайджан: развязка кавказского узла
rapc-banner Армения и Азербайджан: развязка кавказского узла