Научный руководитель Центра общественно-политических проектов и коммуникаций
26.10.2018

Ледоколы демократии, или Порулить хотят все

Научный руководитель Центра общественно-политических проектов и коммуникаций Сергей Заславский размышляет на тему развития избирательного законодательства и состояния избирательной системы.

На днях в ЦИК России состоялся круглый стол по вопросам развития избирательного законодательства. Хотя формат мероприятия больше отвечал жанру свободной трибуны. Выходящие поочередно на трибуну эксперты, общественники, представители политических партий, не стесняясь, делились наболевшими проблемами, держась общей линии дискурса, хотя и сбиваясь порой на личные переживания и эмоциональные оценки. Все эти несколько часов председатель комиссии, что называется, «держала аудиторию», терпеливо и деликатно комментируя месседжи каждого выступления, разъясняя свою позицию по тому или иному вопросу. Дело непростое, особенно, когда выступавшие партийцы сыпали примерами из конкретных регионов, на которые и приходилось на ходу реагировать конкретными же ответами.

Автор этих строк детальной программы, как обустроить избирательное законодательство, в портфеле не принес, общих слов стеснялся, потому все мероприятие молча наблюдал как поток разноплановых предложений постепенно прокладывал общее русло дискуссии. И тут в ухо неожиданно ворвалось сравнение нашей выборной и партийной системы с «Титаником». Картина зрелищная, впечатляющая, но, в части плавучести судна и класса корабля, совершенно неадекватная.

Российская избирательная система, как и в любом современном обществе, где есть хотя бы зачатки конкуренции, скорее выполняет роль ледокола. Ледокола демократии. Ледокола, призванного убрать заторы, наладить коммуникации и проложить дорогу идущим следом караванам будущих поколений. Ледокола, на котором нет пассажиров: он приводится в движение общими усилиями всех находящихся на борту. Все три уровня (строго по Веберу) вовлеченности в политический процесс: политики по случаю (избиратели), политики по совместительству (низовые партийные активисты и участковых и территориальных члены избиркомов), наконец те, для кого это призвание и профессия - все они сообща дают системе импульс, обеспечивают живучесть ледокола, нахождение на плаву. Уникальный коллективный двигатель, почти перпетуум-мобиле.

Ледоколы плавают в разных широтах, в разном климате и погодных условиях. И необходимость колоть лед по ходу движения у них, ледоколов, далеко не ежедневная. Просто запас прочности системы должен обеспечивать столкновение с любой льдиной: ждать эффекта естественного таяния времени нет, курс проложен, время дорого.

Запас прочности избирательной системы определяется рядом критически важных технологических узлов. Прежде всего, первая и, безусловно, важная задача - четкое исполнение требований действующего законодательства. Ибо разработчики любых дорожных карт на земле в небесах и на море должны сперва выучить дорожные знаки и начать свято соблюдать правила движения. Несовершенный, но исполняемый закон всегда лучше совершенного, но неисполняемого. Потому что в любой политической системе институциональные формализованные регуляторы преобладают над неформальными, внеинституциональными, без которых тоже никуда. Но если неформальные правила игры, противоречащие формальным, начинают определять реальную конфигурацию бытия – корабль при первой же серьезной волне переворачивается и становится очередным «Титаником». А раз так - должна работать система оперативного оповещения, реагирования на любые сигналы и отклонения, перекрестные механизмы контроля, выявления нарушений. Как говорится, лишних тревожных кнопок не бывает.

Вторая задача – техническая модернизация. Ледокол демократии надолго в док не поставишь, все ремонты и обновления большей частью ко всеобщему неудовольствию производятся по ходу движения. Парусные мачты меняют на кочегарные топки, а потом и на реакторы. Прокладывая курс, нужно понимать, как нарастить скорость и повысить прочность и надежность корабля. Как, в конце концов, обеспечить комфорт всех, кто на борту. «Мобильный избиратель» - только один частный случай. Важно понимать, что техническая мысль всегда обгонит избирательную процедуру, по определению консервативную и устоявшуюся, поэтому перспективные решения присматриваются заранее.

Третья задача – систематизация правил организации и проведения выборов. Законы хороши, когда они внутренне увязаны, согласованы, не оставляют белых пятен, тогда и курс прокладывается в единой и понятной системе координат. Это как на корабле - в грузовом трюме, машинном отделении, в рулевой рубке есть свои правила, но они объединены общей логикой судовождения. Чем хорош на флоте Корабельный устав – он отражает все типовые случаи отношений. Если этих уставов с дюжину, к ним уже нужен толкователь, тонкий знаток и ценитель. В экстремальных условиях выборов это - часто недопустимая роскошь. Еще одно условие – если на ледоколе нет деления на команду и пассажиров, то язык моря должен быть понятен всем, вычурная терминология здесь не на руку (вспоминаю в связи с этим, как в дни молодости на приказ старшего по команде принести в кубрик банку (по-флотски табуретку) новобранец принес стеклянный сосуд, чем довел всех до хохота). Законы должны быть общепонятны, система навигации освоена. Иначе, повторяя казус Дика Сэнда, вместо Боливии можно приплыть в Анголу.

Наконец, важный момент - оттачивание правил и практик политической конкуренции. В России, кстати, в отличие от владычицы морей Британии, где возможно избрание одного депутата из одного кандидата, выборы по определению проходят с соревнованием нескольких кандидатов. Редчайшее исключение - безальтернативный второй тур ввиду выбытия всех кандидатов - явление до того редкое, что к месту его точечного проведения сегодня впору организовывать экскурсии. Но качество конкуренции всегда имеет резервы правовых механизмов, организационных технологий и практик общения.

Народ на корабле во всех уровнях и видах политики подбирается разный. Количество желающих порулить всегда кратно превышает число рулевых. Обиды, амбиции и честолюбие сопровождают по всему маршруту. Кого-то целиком поглотили распри за класс каюты, у кого-то при первом же виде льдины срабатывает обостренный инстинкт самосохранения – и вот уже при первой льдине панический бег к спасательной шлюпке. Курс организации выборов прокладывают бурным обсуждением, причем каждый одинаково хорошо разбирается в лоциях, как на суше - в футболе. Но все же на месте не стоят. Потому что ледокол не может быть недвижим: это понимают все.

 Ledokol Russia sm

 
Партнеры
politgen-min-6 Ледоколы демократии, или Порулить хотят все
banner-cik-min Ледоколы демократии, или Порулить хотят все
banner-rfsv-min Ледоколы демократии, или Порулить хотят все
expert-min-2 Ледоколы демократии, или Порулить хотят все
partners 6
eac_NW-min Ледоколы демократии, или Порулить хотят все
insomar-min-3 Ледоколы демократии, или Порулить хотят все
indexlc-logo-min Ледоколы демократии, или Порулить хотят все
rapc-banner Ледоколы демократии, или Порулить хотят все