grushconf Большая социология и большие возможности
18.03.2015

Большая социология и большие возможности

 

В Москве прошла V международная социологическая Грушинская конференция «Большая социология: расширение пространства данных». Сложно сказать, получилась ли конференция именно такой, какой её задумывали организаторы, но главную тему мероприятия они выбрали идеально. Сегодня Big Data это уже не страшный набор английских букв, непонятный простому российскому социологу, это часть реальности, с которой приходится постоянно взаимодействовать. Идея поговорить об этом в социологическом сообществе уже давно назрела, нужен был лишь повод для этого. Организаторы не ставили себе цель объяснить всем, что такое Big Data и как теперь с ней жить, а задали вопрос интереснее: как найти лучшие форматы работы в новых реалиях.

Уже на пленарном заседании стало ясно – единства мнений нет. Некоторые спикеры осторожно радовались, надеясь на новую эру в социологии, некоторые скептически высказывались об эйфории, охватившей отдельных представителей сообщества, некоторые просто концентрировались на попытке интегрировать феномен Big Data в пространство современной социологической науки. Тренд уловили и представители СМИ. Заголовки «Big Data в социологии: дань моде или вызов времени?» у ИТАР-ТАСС и еще более загадочный «Big Data - ложный путь или огромная возможность?» у Astera.ru показывают, что вопрос «как жить в эпоху большой социологии» – очень интересен профессиональному сообществу.

Глава Группы ЦИРКОН Игорь Задорин вообще назвал Big Data вызовом для социологов. По его мнению, «Может возникнуть вопрос – зачем продолжать спрашивать у людей об их поведении, если можно получить информацию, изучая большие данные? <…> От того, сможет ли индустрия принять этот вызов, зависит наша перспектива».

Некоторые спикеры предлагали взглянуть на проблему и с другой стороны. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров задал вопрос: «Как социология может ответить на вызов последних 5-7 лет, когда данные превратились в обильные и полноводные, вышли из берегов?». По его мнению, без реальной междисциплинарной интеграции невозможно представить себе будущего социологии. Ведь большие данные предъявляют и «большие критерии» к работе с ними.

Если анализировать выступления экспертов, то междисциплинарная интеграция и создание новых методик работы с информацией и будет главной «головной болью» новой социологии. Как заявил Дмитрий Рогозин, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХИГС, «большие данные» должны привести к «большим знаниям», а не превратиться в «большую свалку» неиспользуемой информации». Сотни терабайт данных, на основании которых нельзя сделать качественных прогнозов, вряд ли будут востребованы рынком и наукой.

Представители маркетинговых компаний, презентовавшие на различных секциях данные своих исследований, только подтвердили эту догадку. О репрезентативности данных и достоверности выводов они говорили осторожно, акцентируя внимание на узости сегмента исследования. При этом прогнозов поведения объектов исследования практически не давали.

Одна из наиболее интересных для Центра ПРИСП тем, поднятых на конференции - переход на безбумажные технологии проведения опросов, которому был посвящен один из круглых столов. Локомотивом внедрения планшетов в России стал ВЦИОМ, который в рамках так называемого «омнибуса» запустил регулярные планшетные опросы почти в 50 регионах страны. Несмотря на большое количество «детских болезней» у технологии, специалисты ВЦИОМ успешно с ними справились и считают проект успешным. Возвращаться к «бумаге» никто не собирается.

Планшетная технология близка пространству Big Data, она обеспечивает так называемую «тотальность данных». Продуктом работы для социолога здесь является не только анкета и маршрутный лист, но и возможность получать данные с существенно большими, чем раньше, возможностями детализации: время, координаты, параметры прохождения вопросов анкеты, достоверность параметров отказа, запись звука и т. д. Дело за малым – научиться пользоваться этими данными.

Специалисты Центра ПРИСП, давно работая на рынке электоральной социологии, также все чаще прибегают к «планшетному» методу работы.

Владимир Червоненко, директор по спецпроектам Центра ПРИСП:

chervonenko Большая социология и большие возможности- Работа с большими базами начинается с малого: с составления конкретного квотного и маршрутного задания, постановки разработки анкет, инструктажа и постановки конкретных задач непосредственным исполнителям. Раньше эти процессы были стереотипны и связаны с использованием достижения китайцев 2-го века н.э., с изобретенной ими бумаги. Информационно-технологический век бросает нам вызовы в сфере оперативности, а также предоставляет новые возможности в сфере IT, использования компьютеров, в том числе планшетных. Скоро они станут обычным инструментом в работе и социолога, и обычного выборного технолога, ориентирующегося в методах социологии, ценящего оперативность, точность и удобство.

Один из современных планшетных продуктов на российском рынке - Quizer PRISP 2.0, разработанный центром ПРИСП. Программа разрабатывалась в течение последнего года и работает на платформе Android. Все опции проекта можно разбить на три блока: социологический, формирующая социология, контроль работы интервьюеров/агитаторов.

Число вопросов интервью программой не ограничивается, число ответов определяется исключительно удобством чтения респондентом текста (но не более 20 вариантов ответа), возможны альтернативные и неальтернативные варианты ответов. Анкета составляется социологом или любым «прогрессивным» политтехнологом и экспортируется, отправляется по электронной почте интервьюерам. Полученные интервьюером данные опроса отправляются в онлайн-режиме онлайн на сервер, образуя массив информации исследования.

Серверная часть позволяет исследователю не только создавать анкеты, но и добавлять интервьюеров, создавать таблицы и автоматически сравнивать переменные с возможностью конвертации в Excel и создания диаграмм, созданием выборок по определенным заданным критериям. Результаты исследований могут сохраняться на сервере с возможностью дальнейшего анализа и сравнения.

Формирующая социология позволяет сформировать собственный вариант ответов на вопросы, и после разговора с интервьюером дать ему возможность ознакомиться с редактированными данными. Количество вопросов/ответов не ограниченно, но рекомендуем иметь их в количестве не более 3-5 вопросов, чтобы они имели большую вероятность закрепления в сознании опрашиваемого.

Контрольный блок позволяет проверять работу интервьюеров путем получения изображений, аудиозаписи диалогов, а также GPS-контроля, мониторинга отправки анкет.

 
Партнеры
politgen-min-6 Большая социология и большие возможности
banner-cik-min Большая социология и большие возможности
banner-rfsv-min Большая социология и большие возможности
expert-min-2 Большая социология и большие возможности
partners 6
eac_NW-min Большая социология и большие возможности
insomar-min-3 Большая социология и большие возможности
indexlc-logo-min Большая социология и большие возможности
rapc-banner Большая социология и большие возможности