Глава администрации города Суздаля
12.11.2018

Суздаль: большой турпоток не приносит пропорционального дохода

 

В рамках прошедшего форума «Сообщество» на секции «Место для жизни: есть ли будущее у малых городов?», мэр Суздаля Сергей Сахаров посвятил свое выступление проблеме формирования бюджетов малых городов, в которых ежегодно отмечается большой туристический поток.

Население города Суздаля – 10 000 человек. Суздаль - это и малый город, и историческое поселение, и одно из любимых туристических мест для всей России. Мы привыкли видеть Суздаль красивым, ухоженным городом.

В течение года город посещает более 1,5 миллионов человек. Это на уровне развитых европейских городов. К большому сожалению, существует такое поверье, что чем больше туристов в наших городах, тем, соответственно, больше доходная база нашего муниципалитета. Но здесь есть проблемы. 

И первая проблема – это сам туристический поток, который доставляет неудобства, как жителям, так и муниципальным властям. Хотя бытует мнение, что чем больше туристов приехало, тем легче муниципальному образованию.

Во-вторых, к сожалению, наш бюджет таким образом скроен, что зависит от тех показателей, которые никак не влияют от туристического потока. Это, например, налог на землю, который никак не зависит от туриста. Это налог на имущество физических лиц, тоже с туризмом никак не завязан. И только налог на доходы физических лиц и его 10%, которые достаются городу Суздалю хоть как-то пропорционируют с туристическим потоком. 

С другой стороны, туристы привозят в город Суздаль почти 2,5 миллиарда рублей в своих карманах. Это почти половина всей «валовки», которая в городе проходит, точнее - 46%. Налоги собираются по территории города Суздаль почти в 1,5 миллиарда рублей. От туристов, туристический налог, в общем-то, всего 24%. Это, конечно, сигнал налоговой инспекции, когда при половине валовки, всего четверть поступает в казну.

Если сравнивать налоги муниципалитета к общей сумме налогов, нам достается 15%. Это перевернутая бюджетная пирамида, 16% налоговый доход муниципального образования от туристического налога.

Кому достается налоговое счастье? Самая большая доля распределения - это регионы. То же самое наблюдается и в туристической сфере. Сам город, который испытывает огромные проблемы от туристического потока не получает от туристов ничего.

Из тех почти 2,5 миллиарда рублей, которые туристы привозят городу, Суздаль получает только 0,7%(!), или почти 17 миллионов рублей.

Теперь – о нашем балансе доходов и расходов. В общем, это баланс любого малого города.

Смотрите, 95 миллионов рублей - это наши общие доходы, налоговые и не налоговые, и это с учетом того, что в 2017 году мы продали имущества на 8 миллионов рублей. При обязательных тратах на заработную плату, благоустройство, у нас остается инвестиционной возможности всего 13 миллионов рублей. При всем при том, что мы должны вложить в сферы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, дорожного хозяйства и благоустройства почти 4,5 миллиарда рублей.
Вопрос: откуда деньги? Понятно, что в формуле туристического потока и нашего бюджета чего-то не достает. Предложение, которое мы делали и правительству, и в Общественной палате, в Государственной Думе – не бояться ввести туристический налог, который бы спокойно регулировали муниципальные образования по своему усмотрению, как это делает сегодня Европа. Не бояться увеличить налог на доходы физических лиц, отчисления в малые города, что даст большую самостоятельность в развитие любого малого исторического или туристического города.

И самая главная тема. В таких исторических городах есть всегда музеи-заповедники, которые располагают большой территорией, но освобождены правительственными указами, постановлениями от налога на землю. То есть, при всем при том, что школы, детские сады, поликлиники, любые социальные учреждения платят муниципалитету налог на землю, музейные объекты освобождены от этого налога. Мы теряем как город примерно около 10 миллионов рублей от пользования землей Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

И еще об одной большой проблеме. Это разрушающиеся памятники, которые как больные зубы на наших центральных улицах находятся. Это бич, в общем-то, и физических лиц, которые проживают в памятниках архитектуры муниципального, регионального, федерального значения. Есть 73-й федеральный закон. Но, к сожалению, строчка по компенсации выплаты собственникам, проживающим в памятниках, сегодня не действует, и памятники продолжают разрушаться. 

Сегодняшнее состояние дорог. Не стесняясь, говорю о том, что не все здорово в городе Суздале, как и в любых других малых городах, в части состояния улиц, дворов, территорий общего пользования, остановочных комплексов. Безусловно, та программа, которая была выдана нашим коллегой Андреем Чибисом и поддержана Министерством строительства «Комфортная городская среда» для нас является спасением.

Но для малых городов это, опять же, ущербная функция. Большой город всегда получает больше из расчета на жителей. Вспомните песню Анжелики Варум «Ах, как хочется ворваться в городок. На нашей улице три дома, где так все близко и знакомо»? Так вот, у нас, действительно, большие территории с дворовыми комплексами, на которых проживает условно 20 престарелых бабушек, которые собрать деньги на софинансирование не могут. И на той же самой территории в больших городах – Владимир, Калининград, Барнаул – проживает в десятки, в сотни раз больше людей, которые получают ту же самую дотацию. Считаю, что это несправедливо и, значит, эти дотационные средства должны вестись по другой совершенно формуле: не на человека, а скорее, на человека, деленного на площадь.

Еще одна особенность любого малого города: деньги, которые мы собираем на наших территориях - НДС, налог на прибыль, НДФЛ, к сожалению, они все «убегают» наверх, в Федерацию. И порой муниципальные образования производят кульбиты счастья для того, чтобы вернуть деньги, которые убежали годом, а то и тремя годами раньше, дабы поучаствовать в различных федеральных, региональных целевых программах.

У нас -  управленцев есть всегда дисбаланс. Дисбаланс между нашими полномочиями, обязательствами, бесконечными функциями и теми деньгами, которые есть в бюджете. Да, есть возможность вернуть деньги. Как я говорил, это участие в различных федеральных целевых и региональных программах. Но для того, чтобы поучаствовать, мы должны сделать невозможное. Должны сделать проектно-сметную документацию, 100% это нагрузка муниципалитета, экспертизу провести 100%. И показать свою долю софинансирования по участию в этих федеральных программах - от 5 до 40%. И всегда у муниципалитета, у главы, у Совета народных депутатов есть выбор: сделать сегодня небольшой клочок дороги или тротуара на 5 миллионов рублей, или поучаствовать в программе, купить счастливый билет для розыгрыша в федеральной целевой программе.

Я предложил несколько вариантов решения проблемы, их всего 5. Первый вариант, идеальный. Есть деньги в муниципалитете. За один год мы проводим, скажем, за 2017-й, проектно-сметные работы, экспертизу. В следующем году показываем долю софинансирования, прибавляя к ним федеральные, региональные деньги, делая строительно-монтажные работы, - например, построили котельную.

Второй вариант. Показали, сделали экспертизу и проект, не показали своих денег, пропустили год. В следующем году только сделали строительно-монтажные работы.

Таких вариантов множество. И каждый раз удлиняются сроки. То у федерации или в регионе нет денег, то в муниципалитете, либо заканчивается сама федеральная программа. И муниципалитет может остаться с документами, причем, хорошо подготовленными, но, к сожалению, не использованными в ближайшие 5 лет. Через 5 лет они свою актуальность полностью теряют.

Предложение – укреплять нашу муниципальную базу. Мы не спорим, что у Федерации в любом случае будут деньги, но наш худенький тонкий столбик, в котором сегодня находится в бюджетировании муниципальное образование, нужно укреплять при помощи акцизов, перераспределения НДФЛ, налога на прибыль, туристического налога и так далее.

Поделюсь своей практикой, которую мы в прошлом году начали, в этом мы заканчиваем. Акцизы от слабоалкогольной продукции в нашем муниципальном образовании возвращаются в город Суздаль. Это решение региона, и примерно к 67 миллионам рублей мы в следующем году мы получим 23 миллиона, на которые уже спокойно будем планировать свою деятельность, и не будем прыгать за федеральными, региональными деньгами.

Считаю, что вот такой поход укрепления муниципальной базы подходит для любого муниципального образования.

suzdal

 
Партнеры
politgen-min-6 Суздаль: большой турпоток не приносит пропорционального дохода
banner-cik-min Суздаль: большой турпоток не приносит пропорционального дохода
banner-rfsv-min Суздаль: большой турпоток не приносит пропорционального дохода
expert-min-2 Суздаль: большой турпоток не приносит пропорционального дохода
partners 6
eac_NW-min Суздаль: большой турпоток не приносит пропорционального дохода
insomar-min-3 Суздаль: большой турпоток не приносит пропорционального дохода
indexlc-logo-min Суздаль: большой турпоток не приносит пропорционального дохода
rapc-banner Суздаль: большой турпоток не приносит пропорционального дохода