Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП
14.11.2018

Из эпохи точечной застройки – в эпоху точечного благоустройства?

 

В рамках итогового форума «Сообщество» на секции «Развитие городской среды: что может общество?» выступили эксперты Центра ПРИСП Андрей Максимов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, и Алексей Глазунов, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению. Эксперты говорили о том, что взгляды жителей и профессионалов на развитие городской среды расходятся и что важно выработать общие базовые решения этих вопросов.

Алексей Глазунов, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП:

Я - управляющий директор творческой усадьбы «Гуслица», которую сегодня на форуме много раз упоминали в контексте территориального развития.

Первый вопрос, которым задается любой архитектор перед тем, как делает что-либо или проектирует – чего мы строим. То же самое хочется спросить у огромного количества городов – что вы строите? Благоустраивая среду, вы что хотите получить в результате, какой город? Иными словами, вопрос стратегии городского развития является, как ни странно, ключевым вопросом.

Мы из эпохи точечной застройки медленно переходим в эпоху точечного благоустройства. У нас с вами огромное количество резерваций в городе, которые мы называем парками, огромное количество огороженных детских площадок, и так далее и тому подобное. Но города как такового нет. О городе как таковом нигде никто не говорит. И это никакими индикаторами сверху, даже с региона, сделать невозможно, это могут сделать только сами жители.

Но все это упирается в вопрос – а где те самые люди, с долгосрочными планами, которые способны формировать городскую стратегию? Где те самые люди, которые по идее должны входить в состав общественных советов и общественных муниципальных палат, которые как раз и должны формулировать стратегию развития муниципалитета, а исполнительная власть эту стратегию должна исполнять.

Самый главный и ключевой вопрос, повторяю – «чего мы строим»? Что мы хотим в городе получить? Это вопрос, на который сложно ответить. Но надо понимать, что пока мы не дадим ответ на этот вопрос, мы ничего не добьемся.

 

Андрей Максимов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП:

Если то окружение, пространство, которые мы видим вокруг себя, нас не устраивает, это серьезно влияет на качество жизни, на развитие наших городов. Важно понимать, что городская среда, как мы думаем — это не только благоустройство, а все-таки это гораздо более широкое понятие. И если мы будем замыкаться только на создании двориков, приятных для глаза — далеко мы не уйдем.

Равно также понимать другое, что всегда при реализации проектов наших населенных пунктов сталкиваются три взгляда. Взгляд самого общества, тех же жителей, взгляд профессионалов, которые знают, что нужно делать и взгляд власти, которые заинтересованы в успешном выполнении проектов развития, но не всегда готовы считаться с мнением общества. Также как и общество не всегда готово считаться с мнением профессионалов. Поэтому задача сегодняшней дискуссии - найти общие подходы к выборке таких базовых решений.

Как, развивая внешний облик населенных пунктов, не потерять их функциональность, не потерять их стыковку или приоритетность развития инфраструктуры? Как, учитывая мнение жителей, не потерять профессиональный подход или, наоборот, реализуя профессиональный подход, не потерять интерес и позицию тех, кто живет в этом месте?

Это все важно в контексте реализации одного или многих национальных проектов. Прежде всего, речь идет о национальном проекте «Жилье и городская среда». Хотя им ни в коем случае не ограничивается, потому что самая разная инфраструктура должна быть состыкована между собой.

У нас практически закончена разработка федеральных проектов, это второй уровень планирования в этой части. Паспорт национального проекта содержит общие принципы, федеральные проекты уже содержат конкретные решения.

С учетом этого обстоятельства, мы предложили нашу дискуссию разбить на две части. Одна часть предельно конкретная, связанная с тем, что и Общественная палата и, я надеюсь, многие присутствующие на форуме «Сообщество» участвуют или собираются участвовать в общественном контроле реализации национальных проектов, в частности проекта «Жилье и городская среда». Поэтому мы вместе с Игорем Леонидовичем Шпектором — председателем Комиссии по строительству жилью и дорогам Общественной палаты РФ, вместе с Оксаной Николаевной Демченко, руководителем департамента городской среды, и, конечно, со Светланой Викторовной Разворотневой, с её сетью «ЖКХ-контроль», попробуем разобраться, - что конкретно мы можем сделать здесь и сейчас, в течении года по контролю этого национального проекта.

Это первая задача и первая часть нашей дискуссии, а вторая часть - о том, что общество может не ограничиваться рамками тех конкретных мероприятий, которые заложены в нацпроекте «Жилье и городская среда», как должна пониматься городская среда, в широком смысле, какие решения ещё здесь необходимы, что могут сделать жители самостоятельно.

Forum Soobsxestvo

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Из эпохи точечной застройки – в эпоху точечного благоустройства?
banner-cik-min Из эпохи точечной застройки – в эпоху точечного благоустройства?
banner-rfsv-min Из эпохи точечной застройки – в эпоху точечного благоустройства?
expert-min-2 Из эпохи точечной застройки – в эпоху точечного благоустройства?
partners 6
eac_NW-min Из эпохи точечной застройки – в эпоху точечного благоустройства?
insomar-min-3 Из эпохи точечной застройки – в эпоху точечного благоустройства?
indexlc-logo-min Из эпохи точечной застройки – в эпоху точечного благоустройства?
rapc-banner Из эпохи точечной застройки – в эпоху точечного благоустройства?