Директор по спецпроектам Центра ПРИСП
29.11.2018

Белорусы считают перспективной дружбу в Китаем, а Россию – небезопасной соседкой

 

Директор по спецпроектам Центра ПРИСП Владимир Червоненко – про объективные тенденции в общественном сознании населения Беларуси.

Выводы социологического исследования, озвученные в вышеуказанной статье, представляются собой не просто корректными, а абсолютно достоверными и отражающими объективные тенденции в общественном сознании населения Беларуси, касающиеся интеграционных процессов во всех их многовекторности.
Это результат последовательной политики белорусского руководства, которое, начиная с начала нулевых годов, с приходом к руководству Российской Федерации Президента В.В. Путина сделало резкий "финт ушами", и при наличии интенсивной интеграционной риторики умудрилось сохранить не только государственный суверенитет, но и инсталлировало в умы белорусского народа миф об особом пути Беларуси, являющейся не только "мостиком между Востоком и Западом", но и по-настоящему независимым государством, осмеливающимся не только махать кулаками в отношении США и их союзников, но и периодически показывать фиги России.

Мы помним, что интеграционные процессы между Беларусью и Россией, появившиеся ещё в риторике кандидата в президенты А. Г. Лукашенко в 1994 году, стали воплощаться в жизнь достаточно оперативно: в 1995 году был проведен Референдум о создании Союзного государства Беларуси и России, в 1996 году этот Союз уже был оформлен юридически. Судя по всему, эти процессы тогда были выгодны всем, и руководству и России, и Беларуси: Б. Н. Ельцин получал материальное подтверждение возможности восстановления СССР во главе с сильной Россией, а также дополнительный плацдарм для усиления военного и политического присутствия в регионе, А. Г. Лукашенко - финансовую помощь в виде дешевых энергоносителей, огромный рынок для реализации товаров и услуг, а также "ядерную крышу", позволявшую ему проводить претенциозную с точки зрения западных демократий политику, периодически скаля зубы.

На фоне Ельцина Лукашенко выглядел гораздо привлекательнее для российского избирателя, его рейтинги в отдельных субъектах доходили до 35% по сравнению с 10-15% у больного Бориса Николаевича; естественно, расширение интеграции Беларуси и России на тот период времени было выгодно именно Президенту Беларуси, обладающему амбициями самолично возглавить Союзное государство и управлять им исходя из своих собственных планов и амбиций; такие устремления могли быть поддержаны значительной частью российской элиты и избирателями, радеющими за восстановление былого величия СССР.

С приходом к власти В.В. Путина эти планы пришлось сдать в архив (но не утилизировать!). Полученные экономические и политические выгоды от существования Союзного государства были потрачены на развитие инфраструктуры, частичную модернизацию экономики и на укрепление личной власти.

Учитывая тотальное доминирование в информационном пространстве страны, отсутствие реальной политической конкуренции, подготовленный и идеологически заряженный административный ресурс, Президент Беларуси получил возможность тотального влияния и манипулирования общественного сознания. Кстати, начиная с 2006 года, когда был создан Информационно-аналитический центр при Администрации Президента, Лукашенко не совершил ни одной ошибки как во внутриполитической, так и во внешнеполитической жизни, включая и ключевые решения в экономической сфере.

Особое внимание (с учетом роли молодёжи в организации и проведении действий по трансформации режимов - так называемых "цветных революций") уделялось молодёжной политике и работе с сегментом населения возрастом до 35 лет. Акценты в государственной информационной политике на всех уровнях ставились на особенностях геополитического положения страны - государства в центре Европы, на её перекрестке; кросс-культурности - возможности перенимать передовые опыты не только с Запада, но и с Востока; уникальности - не в каждой стране современности имеется такой уникальный правитель, как действующий Президент Беларуси, ценности стабильности по сравнению с возможностью перемен - на примере многих государств постсоветского пространства; наличия перманентного развития - улучшения положения дел сегодня по сравнению со вчера. И самое главное - слова чаще всего не расходились с делом, "Беларусь - это социальное государство!" - этот слоган в течение полутора десятилетий, с 2000 до 2015 года, был мощно инсталлирован не только государственной пропагандой, но и реальной политикой государства: это и порядок и чистота в безопасных городах, и работающие крупные предприятия, и льготные ипотечные кредиты, и отсутствие серьезных социальных и экономических катаклизмов. Да, были и есть отдельные недовольные, однако количество таковых никогда не превышало половину населения страны. С 2015 года ввиду высокой степени интеграции экономики Беларуси и России слова о перманентном росте благосостоянии белорусов стали чаще расходиться с делом, и тут сыграл другой стереотип "ладно, живем хуже - зато у нас нет войны!".

От дружбы с Россией Лукашенко никогда не отказывался, хотя временами она приобретала очень неоднозначный формат. Особым образом разыгрывалась интеграционная карта с Россией: получив за последние 22 года экономический эффект в районе 100 млд. долларов за счет многочисленных льготы и преференции, а также использование потенциала ЕврАзЭС, руководство Беларуси неоднократно инициировало информационные скандалы и активно участвовало в торговых войнах по различным секторам экономики, не стесняясь в определениях и риторике. Руководство Беларуси явно понимало и понимает, что за бесплатные денежки, очевидно, рано или поздно, придется чем-то заплатить. Такие действия, несомненно позиционировали белорусского лидера как сильного и независимого политика, защищающего интересы страны, с другой стороны - выставляли восточную соседку как государство, где не все хорошо с экономикой, воюющего, опасного для жизни. Несмотря на это, несколько сотен тысяч белорусов продолжают работать в качестве трудовых мигрантов на территории России, принося домой не только кровно заработанные рубли, но и информацию о том, что "работать лучше в России - а жить лучше в Беларуси!"

Тем не менее, результаты актуальных социологических исследований явно демонстрируют, что развивать политическую и экономическую интеграцию с Россией как таковой не хочет ни одна из возрастных групп. Есть желание реализовывать отдельные, выгодные для белорусов проекты - но только на предмет оценки их полезности для населения страны. Лица среднего возраста и молодёжь традиционно являются основной движущей силой общества: хотя пенсионеры и голосуют лучше, рулят страной все-таки люди трудоспособные. Старики вымирают - а молодёжь взрослеет. И тот факт, что эти две - младшая и средняя группы - мыслят синхронно: не в слепом подчинении или поклонении интеграционной модели Беларуси и России, а подразумевая выбор согласно критериям целесообразности, хотя бы с тем же Китаем - утверждает ещё один постулат об умеренности и взвешенности в подходе белорусов к определению вектора развития своей страны и своей жизни. Тот же Китай представляется им с каждым годом более притягательным (для лиц среднего возраста и молодёжи), поскольку он дальше и, скорее всего, потенциально полезнее. И безопаснее - Китай далеко, а события 2014 года в Украине и роль Российской Федерации в них, сопровождающиеся ростом нестабильности, наличием боевых действий, снижением качества жизни населения и утратой Украинским государством части своей территории, не могут не настораживать белорусское руководство, не говоря уже о простых обывателях.

Старая формула "Нефть в обмен на поцелуи" сегодня уже не работает; руководство Беларуси реально оценивает все риски, связанные с наличием сильного восточного соседа, даже связанного с Беларусью союзническими обязательствами. Отсюда и многовекторность политики, и политика укрепления и развития национального самосознания, и расширение взаимодействия с Западом, и заигрывание с белорусской оппозицией. Эти действия белорусских властей естественно находят свое отражение во взглядах на мир современной белорусской молодёжи, в большинстве своем прошедшей БРСМ ("Белорусский республиканский союз молодёжи" - белорусская государственная молодёжная организация"). Молодежи, способной через 10 лет стать действующей белорусской элитой. И поскольку белорусский лидер ещё не так стар и далек от маразма, они, безусловно, послужат воплощению в жизнь позиций белорусского руководства, которые на протяжении нескольких десятилетий так активно и тотально вкладывались к ним сознание, что они стали восприниматься ими как собственные. В том числе, и доктрину расширения круга экономического партнерства для реализации собственных национальных целей и задач. А от экономической многовекторности до политической совсем недалеко… Хотя Союзное государство Беларуси и России никто разрушать не хочет. Пока...

 China Belarus

 
Партнеры
politgen-min-6 Белорусы считают перспективной дружбу в Китаем, а Россию – небезопасной соседкой
banner-cik-min Белорусы считают перспективной дружбу в Китаем, а Россию – небезопасной соседкой
banner-rfsv-min Белорусы считают перспективной дружбу в Китаем, а Россию – небезопасной соседкой
expert-min-2 Белорусы считают перспективной дружбу в Китаем, а Россию – небезопасной соседкой
partners 6
eac_NW-min Белорусы считают перспективной дружбу в Китаем, а Россию – небезопасной соседкой
insomar-min-3 Белорусы считают перспективной дружбу в Китаем, а Россию – небезопасной соседкой
indexlc-logo-min Белорусы считают перспективной дружбу в Китаем, а Россию – небезопасной соседкой
rapc-banner Белорусы считают перспективной дружбу в Китаем, а Россию – небезопасной соседкой