Политолог, эксперт Центра ПРИСП
28.11.2018

Съезд ОНФ: на фронте без перемен?

 

29 ноября в Москве пройдет съезд Общероссийского народного фронта. Съезд станет масштабной всероссийской площадкой, на которой соберется более 3,5 тыс. представителей движения. Также к участию в мероприятии приглашены финалисты конкурса «Лидеры России» и доверенные лица Владимира Путина. Основная часть съезда пройдет в новом формате – "антиконференции" на 12 тематических площадках, которые соответствуют 12 нацпроектам «майского суперуказа» президента.

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Арсений Беленький ответил на вопросы о дальнейшей судьбе движения.

Арсений Сергеевич, по Вашему мнению, какова дальнейшая судьба ОНФ? В СМИ были публикации о том, что ОНФ станет опорой для штаба преемника…

Владимир Путин поручил Народному фронту обеспечить мониторинг хода выполнения указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», в том числе в части влияния на качество жизни граждан, изменений, достигнутых в ходе реализации национальных проектов. Поэтому в работе точно останутся наиболее значимые проекты («Народная оценка качества», «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», «Генеральная уборка», «За честные закупки», «Равные возможности детям», «Формирование комфортной городской среды», «Профстажировки» и т.д.).

В ходе будущей выборной кампании ОНФ может заняться формированием основ предвыборной программы, работой по подбору инициативной группы, доверенных лиц, сотрудничеством с общественными организациями. На базе ОНФ в регионах могут быть созданы штабы общественной поддержки, организован сбор подписей и т.д. На сегодняшний день такой опыт есть у «Единой России», но не факт, что преемник пойдет от ЕР,  которая в последнее время стала заложником непопулярных реформ и в принципе требует некоторого обновления. В этой связи стоит отметить, что ОНФ продолжает эксклюзивно работать с доверенными лицами президента.

Упорно ходили слухи о том, что на съезде будет принято решение о превращении движения в партию. Но в последнее время они улеглись. Что мешает ОНФ стать сменщиком «Единой России» или второй системной партией власти?

Стать партией Народному фронту мешает цель создания и ниша, которую занимает движение. «Единая Россия» — это партия Президента и правительства, в то время как ОНФ — общественная организация во главе с Владимиром Путиным. Поэтому не думаю, что решение о реорганизации ОНФ будет принято столь же скоропалительно, как в случае пенсионной реформы или расширения Дальневосточного федерального округа. Кроме того, для выборов как партия ОНФ ничего нового предложить не может: в ОНФ присутствуют представители разных партий, которые уже выдвигаются преимущественно как кандидаты от ЕР. Заметные активисты идут на выборы также в списке ЕР. Кандидатов на округа практически нет — это, как правило, общественники без серьезных финансовых ресурсов.

ОНФ не стал популярен в народе, и не стоит задачи поднимать электоральный рейтинг организации, — но ОНФ будет востребован у активных граждан, которые не хотят связываться с политикой и партиями, однако при этом хотели бы действительно заниматься общественной работой. ОНФ — это фильтр и большая экспертная площадка для общественников, большинство из которых действительно бескорыстно хотят что-то сделать.

Есть мнение о том, что грядет реорганизация движения. По Вашему мнению, какие решения могут быть приняты в отношении руководителя Исполкома ОНФ Алексея Анисимова. СМИ публиковали информацию о том, что он ждет губернаторского кресла, кто придет ему на смену?

Алексей Викторович Анисимов, возможно, ранее и рассматривался как кандидат в губернаторы — в 2015 году в СМИ уже были публикации, например, о том, что Анисимов возглавит Свердловскую область. Но в настоящий момент его кандидатура в СМИ не мелькает. При этом допускаю, что Анисимову могут предложить перейти в один из регионов в том случае, если ОНФ станет штабом для «преемника», и потребуется поставить нового человека со стороны руководителей будущей президентской кампании.

Депутатов Государственной Думы так или иначе связанных с ОНФ — почти 90 человек. Но они выступают от имени ЕР и других партий, от которых были избраны, а свою принадлежность к Народному фронту обозначают только на сайте движения. Будет ли ОНФ работать с депутатами, которые уже избраны? Возможно, ОНФ стоит сформировать собственную депутатскую группу?

Депутатской группы не будет. ОНФ — не партия, хотя неформально есть даже депутат, ответственный за продвижение инициатив движения в Государственной Думе, коим является координатор законодательных инициатив Народного фронта в Госдуме, депутат от Краснодарского края Наталья Костенко. ОНФ ведет постоянную работу с депутатским корпусом, многие проекты ОНФ возглавляют действующие депутаты, которые стали депутатами по общественной квоте на беспартийных в ЕР, неформально принятой в 2016 году.

Как Вы оцениваете эффективность работы молодежного крыла в активе ОНФ? Как вообще попасть в организацию? И можно ли рассматривать ОНФ как кадровый лифт для молодежи?

Молодежка ОНФ пока не очень эффективна: много так называемой «движухи», но нет цели.... хотя она отчасти работает как кадровый лифт. Нужно понимать, что ОНФ занимает важную нишу — работа с протестной повесткой, но в конструктивном для власти ключе. Активисты движения зачастую — это противники той региональной власти, которая «не видит берегов». Основная задача фронта — борьба с чиновничьим хамством, равнодушием, расточительными закупками и неэффективными решениями.

ОНФ — это организация без формального членства. Чтобы попасть в нее, необходимо прийти в региональное отделение и договориться о взаимодействии по выбранной тематике, проекту и участвовать во всех активностях. Затем можно войти в штаб и в последующем стать сопредседателем. При этом желательно выступать на мероприятиях в качестве эксперта в своей отрасли. Отмечу также, что построить политическую карьеру через Народный фронт достаточно сложно, особенно в регионах. Как можно получить поддержку на местах тех властей, которых ты критикуешь? Соответственно, поддержку от региональной власти получают те, кто не критикует или делает это по договоренности. И еще те, кто обладает реальным рейтингом, особенно в городах, где рейтинги кандидатов от власти не слишком высоки....

Могли бы назвать самые успешные региональные проекты?

Наиболее позитивно воспринимаются эпизоды, в которых активисты ОНФ добиваются справедливого решения вопросов граждан, которые чиновники не решали по разным причинам. Среди наиболее успешных проектов можно назвать: «Интерактивную карту свалок», «Дорожную инспекцию ОНФ/Карту убитых дорог», и «За честные закупки». Менее ярко выражен проект «Народная оценка качества» — в силу разнонаправленности (то проверяются ФАПы, то детские летние лагеря, то дороги в школу, то питание в детских образовательных учреждениях). Эти проекты сложно объединить в одну тему или лозунг, но каждый из них для кого-то очень важен. Так, проект «Благоустройство городской среды» основной своей целью имеет не просто добиться качественной реализации проекта, но и в процессе реализации заставить власть общаться с людьми, выслушивать их мнение, учитывать их мнения еще при проектировании и привлекать общественность к контролю качества работ.

ОНФ — площадка для тех, кто хочет достучаться до власти, которая не умеет советоваться с гражданами.

Как Вы считаете, почему ОНФ работает как бюрократическая организация: отчеты, мониторинги — совсем не те методы, которые обычно используют общественники? Комфортная городская среда и качество социальных услуг — очень формально организованные направления…

Народный фронт, как и вся власть, заточен под одного человека и действует не самостоятельно. По сути, ОНФ — это проправительственая организация (по принципу как в США общественные организации финансируются из госбюджета, но выполняют функции и задачи государственных структур), которая де-факто работает по заданию и под контролем Администрации Президента. Отсюда и строгая регламентация процедур, отбор проектов, отчетность, поручения и мониторинги. Проблемы, которыми занимается ОНФ, волнуют граждан, однако не всеми проблемами, которые волнуют граждан, занимается ОНФ, да, наверно, это и невозможно.

Активисты ОНФ не имеют зарплат, не получают от ОНФ грантов, но имеют хорошую общественную площадку для прямого диалога с региональными и муниципальными властями и Президентом России. Когда чиновники, которые никогда не пользуются общественным транспортом, делают «для людей» остановки, маршруты, не учитывая мнения пассажиров, когда строятся объекты благоустройства, которые никто не принимает на обслуживание, а людьми они просто не востребованы, или когда региональные закупки проходят по завышенным ценам, — получается не всегда то, что хотели, а часто даже наоборот. Таким образом, ОНФ выступает как элемент баланса и сдерживания региональной и муниципальной власти в руках Президента.

onf

 
Партнеры
politgen-min-6 Съезд ОНФ: на фронте без перемен?
banner-cik-min Съезд ОНФ: на фронте без перемен?
banner-rfsv-min Съезд ОНФ: на фронте без перемен?
expert-min-2 Съезд ОНФ: на фронте без перемен?
partners 6
eac_NW-min Съезд ОНФ: на фронте без перемен?
insomar-min-3 Съезд ОНФ: на фронте без перемен?
indexlc-logo-min Съезд ОНФ: на фронте без перемен?
rapc-banner Съезд ОНФ: на фронте без перемен?