Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, эксперт Центра ПРИСП, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области
18.12.2018

Ключ к решению экологических конфликтов – понимание их неизбежности

 

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о конфликтологической экспертизе как о важном инструменте профилактики экологических конфликтов, позволяющем не допустить их возникновения или эскалации.

17 декабря под председательством секретаря Общественной Палаты РФ Валерия Фадеева и министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина состоялось расширенное заседание Комиссии по экологии и охране окружающей среды ОП РФ и членов Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии, на котором, в числе прочего, поднималась проблема экологических конфликтов.

Отмечу, в первую очередь, что это один из наиболее сложных для урегулирования видов социальных конфликтов, поскольку он возникает из объективных предпосылок. Дело в том, что развитие человеческой цивилизации не может происходить без негативного воздействия на окружающую среду. Чем лучше мы живем, тем больше мусора производим. Безусловно, никто не хочет жить рядом с мусорным полигоном, мусоросжигающим или мусороперерабатывающим заводом. Еще никто не придумал идеальную технологию, которая позволяла бы утилизировать мусор без остатка и без вреда для природы.

То есть первый шаг для поиска компромисса между властью и обществом в этом вопросе – общее понимание того, что экологические конфликты неизбежны, а значит, стороны должны быть готовы обсуждать спорные моменты, искать компромиссные решения, исходя из того, что мусор не исчезнет сам по себе, по мановению волшебной палочки.

Однако вместо этого мы зачастую видим неготовность властей действовать в условиях конфликта. Власть боится экологических конфликтов до такой степени, что старается просто их не замечать. Это ошибочная позиция: не привлекая общество для обсуждения экологических проблем, власть отчасти провоцирует его на радикальные методы протеста.

К урегулированию экологического конфликта, как и любого другого, необходимо подходить конструктивно и цивилизованно. Стороны должны научиться своевременно распознавать конфликтные ситуации и разрешать их в позитивном ключе. В ином случае конфликт перейдет в неконтролируемую стадию, и урегулировать его будет значительно сложнее. Поэтому такие разногласия следует начинать обсуждать уже в самом начале конфликта, что позволит найти оптимальные способы решения спорных вопросов, прийти к общему знаменателю.

Поскольку «низы» не всегда могут, а «верхи» не всегда хотят находить общий язык, в отношениях между властью и обществом очень важна роль посредников. Таковыми являются соответствующие профильные специалисты – профессиональные конфликтологи, медиаторы. Они обладают необходимыми образованием, квалификацией, опытом и не занимают чью-либо сторону, а лишь создают условия для конструктивных переговоров, которые в итоге должны привести к устраивающему всех соглашению.

С этой же целью – для урегулирования разногласий между властью и обществом – необходимо развивать общественные коммуникативные институты, на базе которых будут обсуждаться и согласовываться позиции сторон по спорным вопросам. Принятие в 2014 году Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» стало основанием для создания соответствующих дискуссионных площадок –институтов общественного контроля: общественных палат и общественных советов. В отношении экологических конфликтов, это, в первую очередь, Общественная палата РФ и Общественный Совет при Минприроды России.

Одним из наиболее эффективных способов улучшения взаимодействия между властью и обществом является профилактика социальных конфликтов. Власти должны понимать, что общественное обсуждение потенциально конфликтного решения или законопроекта должно проводиться еще на этапе его подготовки – это особенно актуально в отношении экологических конфликтов. Поэтому перед принятием соответствующих решений необходимо проводить их конфликтологическую экспертизу, во время которой специалисты будут оценивать действия властей с точки зрения конфликтогенности и соблюдения интересов гражданского общества. Итогом такой экспертизы должны стать предложения по снижению конфликтного потенциала решения или по урегулированию конфликта. Поэтому конфликтологическая экспертиза – важный инструмент профилактики экологических конфликтов, позволяющий не допустить их возникновения или эскалации.

В этой связи считаю целесообразным создать при Общественном совете при Минприроды России рабочую группу, в состав которой вошли бы не только видные представители общественности в сфере экологии, но и профессиональные медиаторы, которые имеют опыт участия в разрешении социальных конфликтов.

fadeev kobylkin

 
Партнеры
partners_1 Ключ к решению экологических конфликтов – понимание их неизбежности
banner-cik-min Ключ к решению экологических конфликтов – понимание их неизбежности
banner-rfsv-min Ключ к решению экологических конфликтов – понимание их неизбежности
partners_5 Ключ к решению экологических конфликтов – понимание их неизбежности
partners 6
partners_8 Ключ к решению экологических конфликтов – понимание их неизбежности
insomar-logo Ключ к решению экологических конфликтов – понимание их неизбежности
indexlc-logo-min Ключ к решению экологических конфликтов – понимание их неизбежности
rapc-banner Ключ к решению экологических конфликтов – понимание их неизбежности