Тула - в политической спячке?
В сентябре, в единый день голосования, в Тульской области пройдут выборы депутатов областной и городской Дум. Пока идет не видная глазу широкой общественности работа: проходят заседания избирательной комиссии, уточняются и вносятся изменения в ключевые документы, регламентирующие предстоящие выборы.
Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов рассуждает о том, чего туляки ждут от политиков, будущих кандидатов и действующих депутатов, ждут ли вообще, и какой в целом ожидается избирательная кампания в Тульской области.
Алексей, пока не названы имена кандидатов, а сама кампания носит больше технический характер, можно поговорить о депутатах действующих. Осенью Ваше агентство проводило исследование, результат которого вряд ли можно назвать утешительным: туляки в большинстве не знают своих депутатов…
К сожалению, это так. Действительно, в октябре – декабре 2018 года наше агентство проводило очередной этап исследования на тему «Состояние региональной и муниципальной власти, внутриэлитные конфликты и протестные настроения в Тульской области».
В том числе, изучалась известность действующих депутатов городской Думы и областного парламента. Было опрошено 1100 жителей региона в возрасте от 18 до 60 и более лет, свыше 30 экспертов. Один из акцентов был на том, знают ли вообще на конкретной территории своего депутата.
На открытый вопрос, который предполагал, что респондент сам назовет фамилию депутата своего округа, верных ответов почти не поступило.
В ситуации, когда фамилию «своего» депутата предлагалось выбрать из предложенных вариантов, «попаданий в цель» было, конечно. больше. Но все же гораздо чаще люди называли просто ту фамилию, которая была на слуху, совершенно не обязательно ее владелец являлся депутатом именно в этой территории.
Это результат того, что в настоящее время в своих округах многие депутаты не проявляют той активности, которая была характерна, к примеру, для «нулевых». Соответственно, нет и известности того уровня.
И еще одно наблюдение, о котором мы знали, но в очередной раз убедились благодаря полученным данным: в сознании людей существует явная путаница с регалиями и функциональными обязанностями представителей законодательной и исполнительной власти: мэр, глава администрации, городской депутат, областной парламентарий – подавляющее большинство населения не разбирается, в чем разница между этими понятиями. Есть только интуитивное понимание, что, например, глава города и глава администрации – это разные должности.
Наблюдается недоверие общества к власти в целом. Депутат своего округа не воспринимается как человек, к которому можно обратиться за решением проблемы. Если и обращаются - то идут сразу выше: к губернатору, президенту…
И все же пятерка лидеров по известности определилась. В Туле это Анастасия Дементьева, Владимир Суслин, Владимир Тимаков, Дмитрий Федотов, Юрий Цкипури (перечислены в алфавитном порядке, без привязки к позиции в рейтинге, - прим. ред.).
Имя Юрия Цкипури регулярно упоминается в прессе в связи с тем, что он глава города. Анастасия Дементьева регулярно присутствует в СМИ с темой жилищно-коммунального хозяйства, - возможно, это в какой-то степени сыграло свою роль. Тимакова называли депутатом в разных территориях Пролетарского района, без привязки к его округу.
Областные депутаты с наибольшей известностью - это Егор Атанов, Николай Воробьев, Михаил Иванцов, в Новомосковске хорошо известны Александр Рем и Денис Бычков.
То есть, общество пребывает в глубокой «политической спячке»?
Уже не совсем так. На самом деле, спячка эта заканчивается. Мы увидели это на примере избирательных кампаний во Владимирской области, Хакасии, Владивостоке, Хабаровске.
Например, во Владивостоке я находился в период выборов и прочувствовал, что такое живой протест. На отдельных территориях уровень жизни был настолько низким, что люди возражали против всех в принципе, выказывали неверие любой власти.
В таких условиях кандидатам потребовались колоссальные финансовые и человеческие ресурсы. Нужно было буквально дойти до каждого избирателя, разговаривать, убеждать, собирать сторонников, максимально усердно работать на местах. Ни о каком административном ресурсе не могло быть и речи. Сработать могли только лишь политические технологии в чистом виде. Что, собственно, и произошло. Доверия к власти одномоментно не возникло, но хотя бы появилась надежда на то, что что-то поменяется. Люди оценили, что хоть кто-то что-то, наконец, сделал.
В центральной России, в том числе, в Тульской области, уровень жизни пока все-таки выше. Тем не менее, нарастает глухое недовольство. Без определенных претензий, но недовольство как-то сразу всем. Вроде бы все более-менее нормально, но негативных моментов становится все больше, нарастает напряжение.
Сравнить это можно с прогулкой летним вечером, когда начинают одолевать комары и мошкара. Вроде в целом прогулка идет своим чередом, но комфортной ее уже не назовешь. При чтении очередной новости, например, о грядущем подорожании проезда, это негодование усиливается и растет.
В сентябре пройдут выборы. А активности кандидатов пока нет. Точнее, какая-то легкая активность присутствует, но она не направлена на избирателей. Подавляющей массе людей, которые живут в парадигме «дом – работа – в выходные какие-то развлечения, прогулки в парке», ей абсолютно все равно, что на заседании областной Думы кто-то раскритиковал нарезку избирательных округов. Или что на заседании избиркома разбирали ситуацию на прошедших еще год назад выборах.
Людей волнует, что подорожало молоко, например. Или что опять не почистили от снега двор. И платный паркинг вызывает больше раздражения, чем отсутствие видеонаблюдения в день голосования. И то, что перенарезали округа, совсем не означает, что теперь начнется какое-то движение.
Хотя логичной была бы как раз другая история – более усиленная работа в округе.
Да, но к людям нужно идти с понятной и актуальной для них повесткой. Самой лучшей технологией в муниципальных или небольших региональных кампаниях считается поквартирный обход в своем округе. Когда раздается звонок в дверь, и кандидат рассказывает, почему именно за него нужно проголосовать.
Но чтобы это реализовать, необходимо иметь четкий ответ на вопрос, а что же предлагает кандидат?
И вот здесь самое важное, чтобы он сам верил в свою предвыборную программу и свои инициативы. Даже если это будет нечто сложно реализуемое или оторванное от жизни, наподобие добычи полезных ископаемых с Луны.
Если кандидат будет говорить об этом с искренне горящими глазами, увлеченно и вдохновенно, за ним пойдут избиратели.
Многим нынешним политикам не хватает этой увлеченности, темы, с которой прийти к населению. Округа определились, да. Но проблема была не в округах, а в том, что идти в эти округа кандидатам надо с чем-то – с ясной и понятной идеей. Те же депутаты, отдельные персоналии, пятнадцать лет назад и сегодня – совершенно разные люди.
Не сработает и протестная повестка. Оппозиция все равно должна что-то предлагать в качестве альтернативы. Но четких предложений, как что-то изменить, нет.
На фокус-группах мы задавали вопрос, чтобы бы сделали респонденты, если бы находились у власти? И конкретные действия, шаги люди затруднялись назвать. Надо снизить цены на услуги ЖКХ – хорошо, а насколько? Каким образом? За счет чего?
Об этом не задумываются, с одной стороны, потому что некогда: все заняты решением насущных личных проблем. А с другой, потому что это воспринимается как пустые мечтания: что я могу изменить один, кто меня услышит? И так далее.
Но тем кандидаты во власть и должны отличаться от рядовых туляков – что в состоянии заявить нормальные программы развития территории, а не пребывать в информационной тишине до самого дня голосования.
Конечно. В идеальном варианте сейчас, когда до выборов остается чуть больше полугода, любой потенциальный кандидат должен провести исследования территории, определить математическую модель – сколько нужно голосов для победы на данной территории. И понять, как собирать эти голоса, с чем идти к избирателям. А еще найти ключевую идею, как сделать жизнь лучше: тотальное озеленение, дороги, благоустройство, экономика, экология – да что угодно. Главное – найти отклик у избирателей.
Например, лет десять назад мы работали с кандидатом, который с избирателями сажал во дворах именные деревья – с табличками с именами жителей, которые посадили данное дерево и обещали его «опекать». И не все, конечно, но многие жители продолжали ухаживать за саженцами, поливали, фотографировались с первыми листочками… В итоге человека знали в каждом дворе округа, и это была яркая и долгоиграющая история, на которой была построена вся кампания. Закончилась она победой кандидата.
А если говорить про партии? Как могут повести себя политические объединения в преддверии выборов?
Это уже вопрос целеполагания. Что нужно партиям? Скорее всего, всех устроит сохранение статус кво. «Единой России» важно, как и прежде, обеспечить большинство, парламентской оппозиции – сохранить свои один-два-три мандата. Можно с достаточной уверенностью полагать, что их это вполне устроит. Рассчитывать на большее вряд ли стоит.
Что касается шансов непарламентской оппозиции получить трибуну в Думе городской или областной в текущем политическом сезоне, мне это кажется практически несбыточным вариантом.
Думаю, что, в связи с этим сценарий кампании будет максимально спокойным и аккуратным: тихонько выдвинуть и зарегистрировать кандидатов, постараться договориться, чтобы друг другу не мешать на территориях.
То же самое касается внутрипартийной борьбы. Она не пойдет на пользу ни партиям, ни кандидатам от этих партий. С такой борьбой кампания, конечно, станет ярче. Но более непредсказуемой. А это, очевидно, никому не нужно. Скандалы и яркая политическая драка никому сейчас не выгодны. Потому что в этом случае, пока двое будут драться, на сцену может неожиданно выйти кто-то третий.
Например, тот самый увлеченный?.. С раскопками на Луне. Абсолютно неожиданный персонаж?
Сейчас условия таковы, что вряд ли мы увидим какого-то выдающегося нового политического лидера, который способен будет завладеть доверием населения и переключить на себя внимание – человека с задором, с запалом, с фитилем в хорошем смысле. По крайней мере, пока таких не видно.
Да и депутатом сегодня мало кто хочет быть. Потому что многие понимают, что личных минусов в этом будет больше, чем какого-то профита. Бонусов можно и не получить, а вот проблем – запросто. Современные политики стали более прагматичными, не готовыми за идею идти на сверхъестественные подвиги. Таковы нынешние реалии.
Выборы будут назначены в мае-июне. А 26 мая пройдет предварительное голосование по отбору кандидатов от «Единой России». И вот тогда, возможно, будет какое-то волнение, когда кандидаты от партии власти пойдут по территориям, и все это выйдет в публичную плоскость, пройдет мощная информационная волна. Оппозиция, в свою очередь, может начать работать на этом уже сформировавшемся информационном поле.
1 мая – традиционная дата акций коммунистов. 9 мая проявятся все: поздравления, подарки ветеранам, мероприятия, флаги партий и т.д.
Потом снова затишье, период партийный конференций в начале июля и в конце августа будет какая-то пиковая активность. Затем пройдут сами выборы. Вряд ли какой-то фантастической будет явка. Скорее всего, это уровень 20-25%. И вполне предсказуемые результаты и по областной, и по городской думе.
Это то, что видно сейчас, в нынешней политической конфигурации. Конечно, за оставшиеся месяцы все может поменяться, в том числе кардинально. Но для этого должны резко измениться многочисленные внешние факторы и сложиться в единый пазл. Как будет на самом деле – узнаем со временем.
P.S. Напомним, в региональный парламент следующего, седьмого созыва, предстоит избрать 36 депутатов, из которых 24 - по одномандатным избирательным округам и 12 – по единому округу, по партийным спискам.
В Тульской городской Думе число депутатов шестого созыва предлагается сократить с 36 до 35. Кроме того, увеличить количество одномандатных избирательных округов с 18 до 20, 15 депутатов выбирать по партийным спискам.
Ранее опубликовано на: http://proftula.ru/articles/188/42542