Позитивный импульс
Профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, доктор политических наук, Член Совета Ассоциации российских дипломатов, эксперт РСМД Владимир Пряхин – об обновленной стратегии национальной безопасности США.
Мир устал от страшилок западных политических аналитиков, без устали долдонящих о неизбежности военного противостояния между Россией и Европой, между Россией и «цивилизованным» миром, между НАТО и союзом Москвы, Пхеньяна и Тегерана. Прогнозируются даты начала конфликта, подсчитываются расходы, необходимые для полной мобилизации европейских страна, чтобы дать отпор вымышленной российский агрессии, которая неминуемо должно начаться никак не позже 2030 года.
В этом контексте обсуждается и необходимость введения всеобщей воинской повинности во всех европейских странах, с целью увеличения общей численности личного состава армий и флотов. Военная истерия нагнетается ужастиками такого типа, что, мол, «британские вооружённые силы не смогут противостоять российским более десяти дней», так как через десять дней контактных боев (не более и не менее) у бравых английских, шотландских и валлийских стрелков кончатся патроны.
Предполагается, что под воздействием этих устрашающих перспектив западный обыватель тут же даст добро и на превышение пенсионного возраста, и на сокращение социальных программ, и на выделение 800 млрд долларов на переоснащение вооруженных сил европейских государств перед лицом «неминуемой» агрессии коварного русского медведя.
И вот посреди этой вакханалии шизофренического бреда на свет является обновленный документ «Стратегия национальной безопасности США». И в этом документе – о ужас! – снята байденовская формулировка о том, что приоритетом политики США в области поддержания национальной безопасности является «сдерживание России», сняты и резкие антироссийские словеса относительно украинского кризиса.
Неудивительно, что реакция Кремля на эти положительные нововведения не заставила себя долго ждать. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков с осторожным оптимизмом констатировал, что тон и буква нового документа Белого дома могут послужить отправной точкой «реставрации» российско-американских отношений.
А реставрация эта давно назрела. Ведь военная истерия может привести к военному конфликту, в том числе к мировой войне с применением оружия массового уничтожения. Не будем долго распространяться на тему возможных последствий такого конфликта, напомним лишь получившую в научном сообществе распространение и не опровергнутую до сих пор никем гипотезу итальянского физика Энрико Ферми о том, что отсутствие контактов землян с внеземными цивилизациями может объясняться и тем, что цивилизации эти, достигнув технологической зрелости почему-то исчезают. Вот это «почему-то» весьма смахивает на самоуничтожение вследствие применения ядерного оружия.
Но признать рациональным такой фатальный исход истории нашей цивилизации не может ни один разумный человек. Поэтому нужна альтернатива политическому соперничеству, военному противостоянию и милитаристской истерии.
Телефонный разговор Владимира Путина и Дональда Трампа 12 февраля 2025 г. обозначил начало диалога между Кремлём и Белым домом, в ходе которого выкристаллизовалось краткое, но ёмкое обозначение этой альтернативы «Мир через бизнес».
Практической начинки для реализации этой альтернативы пока, скажем прямо, немного. Но некоторые важные направления обозначены: совместное освоение ресурсов Арктики, разработка месторождений редкоземельных металлов, прокладка тоннеля под Беринговым проливом для соединения транспортных коммуникаций Евразии и Американского континента. Что касается топливно-энергетического комплекса, то стоит напомнить, что антироссийские санкции «подстрелили» это сотрудничество, что называется, на взлёте. В мае 2014 г. состоялась совместная церемония бурения первой скважины в рамках двустороннего проекта Роснефти и Exon Mobil по освоению ресурсов Карского моря на общую сумму в 500 млрд долларов.
Приток американских инвестиций плюс квалифицированной рабочей силы из стран Глобального Юга (о чём, кстати говоря, состоялся очень конкретный разговор во время недавнего государственного визита российского президента в Индию), это ли не основа международной стабильности и предотвращения глобальных угроз, омрачающих будущее человечества?
Но, к сожалению, даже робкие упоминания о возможности реализации проектов конструктивного сотрудничества между Россией и Западом рискуют захлебнуться в океане милитаристской истерии, раздуваемой такими «гигантами» мировой политики как Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, экс-премьер Эстонии Кая Каллас.
Компания желающих повоевать с Россией на американские деньги до последнего украинского солдата восприняла новый документ Белого дома по стратегической стабильности c нескрываемым разочарованием. В течение восьмидесяти лет внешнеполитическая стратегия евронацистов и «подхрюкивающих» им либеральных русофобов основывалась на провоцировании конфликта между США и СССР, а затем Россией в расчёте на то, что обе сверхдержавы истощат друг друга, а наследники гитлеровской «новой Европы» получат возможность доминировать на мировой политической сцене. И вдруг такой удар ниже пояса со стороны старшего союзника из Белого дома.
США предполагают, говорится в документа «предоставить Европе возможность твердо стоять на ногах и действовать как группа суверенных государств, в том числе взяв на себя основную ответственность за собственную оборону». Поскольку и в Вашингтоне, и в Европе прекрасно понимают, что никакой военный угрозы от России не исходит, выраженное в новой американской стратегии приветствие планов европейских партнеров самостоятельно обеспечивать свою безопасность выглядит как плевок в евронацистскую душу.
Налицо наметившееся расхождение в политических стратегиях Вашингтона и Брюсселя. В фокусе этого расхождения военно-политический кризис вокруг Украины. Для европейских «ястребов» Украина – исторический шанс взять реванш за поражения во Второй мировой войне. Для Белого дома клика, захватившая посредством военного переворота власть в Киеве, это препятствие для реализации новых стратегических замыслов по укреплению позиций США на международной арене и защите глобальных интересов, угрозы которым в Белом доме видят в динамичном развитии новых акторов международных отношений, таких как Китай и Индия.
Но хотелось бы думать и верить, то речь идёт не только о какой-то новой военно-стратегическую схеме построения Pax Americana, а о принципиальном сдвиге в политическом мышлении американской элиты в сторону сотрудничества от конфронтации
Пока что нет серьёзных оснований и свидетельств такого сдвига. Речь идёт лишь об одном документе внешней политики США. Как сказал на брифинге для прессы Дмитрий Песков, ничто не гарантирует того, что в будущем позитивный импульс во внешней политике США, в настрое политического руководства в Вашингтоне сохранится на длительную перспективу.
На сегодняшний день ясно одно – позитивный импульс дан, он встретил положительный отклик в Москве и ошеломил европейских мракобесов. Будущее покажет, насколько последовательно этот положительный импульс будет проявляться в конкретной политике Белого дома.















