Публицист, историк
06.04.2019

Кнессет: Много правых, хороших и разных

 

9 апреля пройдут выборы в парламент Израиля - Кнессет. Основная интрига - в том, сможет ли недавно сформированная коалиция "Кахоль-Лаван" опередить партию действующего премьер-министра Биньямина Нетаньяху "Ликуд". Публицист, историк Артем Кирпиченок – о том, почему на грядущих выборах в Кнессет большинство партий стараются заявить себя «настоящими правыми».

В начале марта этого года заместитель министра иностранных дел Израиля Ципи Хотовели в интервью корреспонденту 7 канала заявила, что партия «Кахоль-Лаван», основные оппоненты «Ликуда» на грядущих парламентских выборах, - это «опасные левые». По ее словам, «кто говорит, что он – не правый и не левый, тот – точно левый, который скрывает свои позиции от народа, и мы не можем допустить, чтобы общественность покупала кота в этом мешке».

Позиция самой партии «Кахоль-Лаван» достаточно любопытна. Журналист Зеев Кам заметил, что если на своем ивритоязычном сайте бело-синие позиционируют себя как центристы, то для русскоязычных избирателей они однозначно представляются как правые.

Быть левым сегодня в Израиле не популярно. Их гипотетический приход к власти стал жупелом для многих израильтян, причем шутники даже предложили желающим застраховаться от возможной победы левых («смоланим») на выборах. С чем это связано?

До конца 1970-х годов в Израиле существовала система «управляемой демократии», при котором контроль над политической системой находился в руках лейбористкой партии «МААРАХ» (нынешняя «Авода»). Тяжелые потери в войне 1973 года и социальные протесты восточных евреев привели к поражению левоцентристов. В 1977 году «МААРАХ» впервые проиграл выбору правой партии «Херут», нынешнему «Ликуду».

С середины 1990-х годов влияние левых партий неуклонно падало, что было связано с целым рядом факторов. Частичная деиндустриализация и ослабление влияние профсоюзов лишили лейбористов электоральной базы из числа квалифицированных рабочих. Неудачи мирного процесса с палестинцами, на который «Авода» возлагала большие надежды, также сильно подорвали влияние левого лагеря. Определенную роль сыграла и дискриминационная политика левоцентристов по отношению к выходцам из стран Азии и Африки в 50-е годы и эмигрантам из бывшего СССР в 90-е.

Для значительного числа израильтян левые стали ассоциироваться с традиционными элитами, отчаянно цепляющимися за власть. Не удивительно, что на грядущих выборах 9 апреля большинство партий стараются заявить себя «настоящими правыми». Помимо «Ликуда», фаворита предвыборной гонки и крупнейшей политической силы страны, к правым относятся еще ряд менее значительных политических объединений. Партия «Кулану» («Разумные во главе с Моше Кахлоном») ставит упор на социальной политике. Сформированная накануне выборов партия «Ха-Ямин Ха-Хадаш» заявляет себя партией светского и религиозного партнерства. С другой стороны, «Исраэль Бейтейну» напротив, делает упор на совмещение правой политики и сопротивление религиозному засилью. Несколько особняком выступает партия «ШАС», представляющая восточных религиозных евреев.

На крайне правом фланге стоят партии «Зеут» под руководством Моше Фейглина и «Йехуд Мифлагот ха-Ямин», блок из партий «Байт Иегуди», «Ихуд Леуми», «Оцма Йегудит». Особый интерес представляет партия Фейглина, которая, помимо силового решения «арабской проблемы», выступает за либертарианскую экономическую политику и легализацию марихуаны.

Таким образом, израильский избиратель имеет возможность выбора между самыми разнообразными партиями правого спектра, от религиозных ортодоксов до поклонников легких наркотиков. С ними же будущий победитель выборов, скорее всего, должен будет составить правящую коалицию.

Куда прозаичнее обстоят дела на левом фланге, представленном прежде всего партиями «Авода», «МЕРЕЦ» и блоком «ХАДАШ». Примечательно, что наиболее уверенно в будущее может смотреть как раз «Хазит Демократ иле Шалом ве ле Шивьон», блок, составленный вокруг Коммунистической партии Израиля. За него гарантировано будут голосовать национальные меньшинства, составляющие до 20% населения страны. С большой вероятностью в Кнесет попадает и «МЕРЕЦ», партия либеральной интеллигенции, выступающая в поддержку сексуальных меньшинств, создание Палестинского государства и более светского характера страны. Ее электорат, «белое племя» (израильский аналог «людей со светлыми лицами»), проживающие в Тель-Авиве, не откажет МЕРЕЦ в поддержке. А вот перспективы «Аводы" куда сомнительнее. Ей придется конкурировать за избирателей с центристской партией «Кахоль Лаван» и «Ликудом».
Некоторые аналитики ставят вопрос – не будет ли 2019 года последним в истории некогда правящей партии?

Но в одном вопросе у наблюдателей нет разногласий. Следующий кнессет будет самым правым в истории государства Израиль.

Бенни Ганц и Яир Лапид - лидеры партии "Кахоль-Лаван", претендующей на победу на выборах в Кнессет

Kahol Lavan

 
Партнеры
politgen-min-6 Кнессет: Много правых, хороших и разных
banner-cik-min Кнессет: Много правых, хороших и разных
banner-rfsv-min Кнессет: Много правых, хороших и разных
expert-min-2 Кнессет: Много правых, хороших и разных
partners 6
eac_NW-min Кнессет: Много правых, хороших и разных
insomar-min-3 Кнессет: Много правых, хороших и разных
indexlc-logo-min Кнессет: Много правых, хороших и разных
rapc-banner Кнессет: Много правых, хороших и разных