Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
08.04.2019

Пикирующая отрасль: что происходит с аэрокосмическим производством в России?

 

Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев рассуждает о том, можно ли остановить резкое падение производства в высокотехнологичных обрабатывающих отраслях российской промышленности и считает, что аналогии с отечественным автопромом здесь не уместны.

Высокотехнологичный обвал

Росстат сообщил, что в 2018 г. зафиксировано резкое падение производства в высокотехнологичных обрабатывающих отраслях российской промышленности. После почти четырех лет роста соответствующие показатели обвалились. Индекс высокотехнологичных обрабатывающих производств упал на 4,9%. Основной причиной этого стало сокращение объемов выпуска самолетов и вертолетов (как военных, так и гражданских), межконтинентальных ракет и аппаратов для полетов в космос. Производство летательных аппаратов, включая космические, в 2018 году сократилось на 13,5%.

Сокращение производства в аэрокосмической отрасли носит комплексные причины. Пик работ по выполнению гособоронзаказа пройден, и Минобороны не планирует закупать авиатехнику в прежних объемах. В ближайшие годы масштабы закупки техники оборонным ведомством будут лишь снижаться. Аналогичным образом завершились сроки выполнения крупных проектов в космической сфере. При этом спрос на соответствующую продукцию в ближайшей перспективе сравнительно невелик (в том числе по причине задержек со строительством второй очереди на космодроме Восточный). Свою роль сыграли и действия США. Озвученные Вашингтоном намерения запретить поставки в РФ электронного оборудования и комплектующих двойного назначения вынудили производителей начать поиск альтернатив на российском рынке и в странах Азии. Это в ряде случаев повлекло за собой пересмотр уже утвержденных проектов и остановку производств из-за отсутствия адекватной замены. Кроме того, санкции Соединенных Штатов сдвинули сроки запуска производства самолета МС-21.

Стратегические пороки развития отрасли

Вполне очевидно, что нынешняя стратегия развития высокотехнологичных отраслей, и в первую очередь, аэрокосмической, не эффективна. По большому счету она рассчитана на стабильное поступление крупных заказов со стороны российского Минобороны и, косвенным образом, от наполняемости бюджета. Вполне очевидно, что в этих условиях и речи быть не может о стабильном развитии. Необходимы как поиск альтернативных рынков сбыта, так и диверсификация продукции (в первую очередь, за счет конверсии производства).

Как показала история «Суперджетов», нынешняя стратегия развития высокотехнологической промышленности не предусматривает ни возрождения производства собственных комплектующих, ни реанимации программ подготовки индустриальных кадров. Итого этого крайне печален: качество продукции падает (как и спрос на нее), а у зарубежных «партнеров» Кремля появляется целый ряд рычагов давления для блокировки российского импорта высокотехнологичных изделий.

Таким образом, существующая стратегия развития hi tech-отраслей российской промышленности в принципе лишает их возможности для развития в долгосрочной перспективе.

Аэрокосмическая отрасль: сохранить нельзя забросить

Существует искушение провести параллель с ситуацией в российском автомобилестроении. И, как и в случае с автопромом, предложить радикальное решение: если мы разучились делать конкурентоспособные ракеты и самолеты, то зачем вкладывать деньги в развитие этих отраслей? Не проще бы было найти этим деньгам лучшее применение, а потребности в аэрокосмической технике (по крайней мере, гражданской) покрывать за счет импорта?

Однако эта логика априори порочна. Россия нуждается в развитии собственной аэрокосмической отрасли. Здесь не уместны аналогии с автопромом. Попытка заменить отечественные самолеты, вертолеты и ракеты на «подержанные иномарки» бесперспективна. Только лишь «импортизация» авиапарка повлечет за собой существенный рост расходов и, как следствие, существенное увеличение стоимости воздушных перевозок. Рост издержек на транспортировку, в свою очередь, продавец будет компенсировать за счет увеличения цены. И сами самолеты, и комплектующие к ним будет необходимо закупать за рубежом за доллары или евро. Это само по себе означает необходимость переплачивать (с учетом среднесрочной динамики курса рубля). А в случае обвала курса национальной валюты закупаемая импортная техника и вовсе может стать «золотой» по стоимости.

Переход на зарубежную технику автоматически подорвет авторитет российских производителей, усложняя их и без того непростое положение. Что в перспективе обернется закрытием производств, вымыванием кадров высококвалифицированных рабочих, их маргинализацией со всеми сопутствующими социальными эффектами.

Переход на зарубежную технику с течением времени приведет к созданию зависимости от внешних поставок. Что может быть использовано в качестве рычага давления на Москву «западными партнерами».

Наконец, увядание и гибель собственной аэрокосмической промышленности и иных высокотехнологических отраслей будут равнозначны утрате Россией статуса великой державы. Продвинутая технология – это мощная экономика, боеспособные вооруженные силы и авторитет в глазах каждого из рядовых покупателей, приобретающих твою продукцию или использующих ее. В случае деградации отечественного hi tech Россия рискует окончательно закрепить на себе ярлык «страны-бензоколонки».

Условия рывка в развитии отрасли

Для того, чтобы обеспечить перезапуск высокотехнологичных отраслей российской промышленности, нужно уровнять их в стартовых возможностях с зарубежными конкурентами. Это предполагает использование тактики ограниченного протекционизма, в том числе – в рамках кредитной и налоговой политики. Последнее включает в себя в том числе предоставление льгот для предприятий, инвестирующих в развитие собственного производства.

Очевидно, что получить средства на «перевооружение» предприятий за рубежом у российских промышленников вряд ли получится. И в этой ситуации выйти из финансового тупика можно лишь при наличии двух условий. Во-первых, необходимо пересмотреть политику Центробанка относительно размера ключевой ставки. Она все равно не приносит желаемого результата. Данные, приводимые ЦБ, все больше противоречат результатам соцопросов. Индекс восприятия инфляции, по данным ВЦИОМ за декабрь 2018 г., достиг 67 пунктов. Для сравнения, в конце 2014 – начале 2015 гг. (в пик кризиса) этот показатель колебался на уровне 70 – 75 пунктов. Также важно от метить, что с середины лета 2018 г. мы наблюдаем устойчивый рост этого индекса. Одновременно россияне берут все больше кредитов, чтобы поддержать прежний уровень потребления. На фоне падающих реальных доходов это закономерно оборачивается ростом объема просроченной задолженности. Во-вторых, государственные банки должны пойти на ревизию собственной политики в отношении предприятий реального сектора экономики (в рамках системы оценки стоимости активов и т.д.). Ныне существующие подходы либо крайне затрудняют получение займа, либо делают его условия неприемлемыми для промышленников.

Также необходимо наладить процесс подготовки промышленных кадров. Это подразумевает как глобальное реформирование системы среднеспециального образования, так и системы переподготовки кадров. Необходимо ужесточить правила отбора и отсева как студентов, так и преподавателей, обеспечить последним достойную оплату труда, радикально оптимизировать систему отчетности педагогов, пересмотреть правила дисциплинарного контроля в учебных заведениях. На первый период реформы будет нужно отказаться от принципа взаимозависимости между успеваемостью студентов и финансированием учреждения: в противном случае практика массовой «рисовки» оценок будет воспроизведена и в этой сфере. Будет необходимо увеличить объем учебной практики, наладив систему постоянных контактов с реальным производством.

Ожидаемые эффекты аэрокосмического прорыва

К каким последствиям может привести рывок в развитии высокотехнологичных отраслей?

Во-первых, он будет означать сохранение старых и создание новых производств (т.е. – рабочих мест).

Во-вторых, увеличение объемов высокотехнологической продукции обернется появлением дополнительных заказов для смежных отраслей.

В-третьих, в среднесрочной перспективе развитие высокотехнологичных отраслей обернется если не снижением, то хотя бы стабилизацией цен на соответствующие товары и услуги.

Четвертым плюсом должна стать оптимизация оборонных расходов России. Расходы на закупку и обслуживание военной техники можно будет ограничить реальными потребностями Минобороны. Исчезнет нужда в контрактах, основная цель которых заключается в обеспечении выживания стратегического предприятия на перспективу.

Увеличение объема производства неизбежно обернется и ростом общей суммы налогов и сборов, отчисляемых в бюджет.

Помимо того, реанимация системы обучения и переподготовки высококвалифицированных рабочих позволит заложить базу для реформирования российской системы образования в целом.

oboronzakaz

 
Партнеры
politgen-min-6 Пикирующая отрасль: что происходит с аэрокосмическим производством в России?
banner-cik-min Пикирующая отрасль: что происходит с аэрокосмическим производством в России?
banner-rfsv-min Пикирующая отрасль: что происходит с аэрокосмическим производством в России?
expert-min-2 Пикирующая отрасль: что происходит с аэрокосмическим производством в России?
partners 6
eac_NW-min Пикирующая отрасль: что происходит с аэрокосмическим производством в России?
insomar-min-3 Пикирующая отрасль: что происходит с аэрокосмическим производством в России?
indexlc-logo-min Пикирующая отрасль: что происходит с аэрокосмическим производством в России?
rapc-banner Пикирующая отрасль: что происходит с аэрокосмическим производством в России?