Чиновники от тюрьмы не зарекаются
Экс-губернатор Ивановской области Павел Коньков ближайшие два месяца проведет в СИЗО «Лефортово». Он подозревается в присвоении или растрате средств, выделенных для поддержки птицефабрики в 2011г. Отметим, тогда Коньков был замгубернатора, а областью руководил Михаил Мень.
Политолог, руководитель ИА «Клуб Регионов» Сергей Старовойтов допускает, что арест Конькова может быть одним из этапов эксперимента государства по выращиванию особой касты чиновников-нестяжателей, но при этом сегодня, по его словам, каждый хозяйствующий чиновник, подписывающий бумаги, понимает, что его действия могут иметь для него негативные последствия, в том числе уголовного характера.
Сейчас уже появилась масса версий, что арест Конькова – это лишь повод добраться до Меня, что это околомосковская игра. Но эти примеры – это следствие работы следствия. Если посмотреть сайт Следственного комитета, то там постоянно кого-то арестовывают, возбуждают дела в отношении чиновников и коммерсантов разного масштаба.
На примере с Коньковым следствие демонстрирует, что срока давности нет. Это хорошо. Казалось бы, очевидно, что кто-то просто дал показания, и неважно, через два года или пять лет у следствия возникают вопросы к конкретному человеку. Да и не таким влиятельным был этот Коньков.
Но почему это пугает и деморализует действующих чиновников? Думаю, потому, что каждый, кто занимается хозяйственной деятельностью, понимает, что он может быть уязвим в любой момент, что так устроена наша система хозяйственная, что главе региона, мэру, министру приходится подписывать определенное количество бумаг, которые при строгом взгляде на них могут иметь для них негативные последствия, в том числе уголовного характера.
Поэтому каждый из них примеряет ситуацию на себя и грустно вздыхает, что с уходом с должности ничего не заканчивается, что пенсии и срока давности нет.
Соответственно, примеряя ситуацию на себя, все начинают обдумывать какие-то сценарии происходящего. Самый очевидный сценарий, и об этом уже говорили, что идет травля чиновников, и престиж этой профессии резко падает. Ответственности много, над тобой кружат разного рода проблемы и хищники, правоохранители внимательно бдят, а бонусов на таких должностях становится всё меньше, соответственно, конкурс тоже становится меньше.
Второй сценарий в том, что, завершив карьеру, надо покидать страну, потому что каждый понимает, что уехал бы он пораньше – до него не дотянулись бы. Недаром возникла версия, что арест Конькова – это подход к Меню. Таким образом пытаются показать, что, дотягиваясь до крупной фигуры, тех, что помельче, используют в качестве расходного материала.
До этого грустно вздыхали бизнесмены, и на одном из своих форумов даже представили в качестве экспоната камеру в СИЗО. Сейчас ровно то же самое чувствует и чиновничество. Я думаю, что многие из чиновников, принимающих хозяйственные решения, в качестве одного из сценариев для себя видят уголовное наказание. И вряд ли это добавляет им оптимизма.
Не знаю, стоит ли нам ждать массового бегства чиновников из страны, но это люди предприимчивые, энергичные, и просто так с ситуацией они не смирятся. А мы еще понимаем, что зарплаты у них не настолько привлекательны. И это тоже проблема, потому что в современном обществе какой-нибудь энергичный мужчина тех же лет с теми же связями может обеспечить себя гораздо лучше, чем ему предлагает государство.
Можно предположить, что у государства есть задача вывести класс чиновников-нестяжателей, и через несколько поколений мы увидим этих «лидеров России», которые победили в конкурсе и взошли на государственные посты и на ту зарплату, которую предлагает государство, честно и отважно несут свой крест, как это делают военные, служа государству за не совсем большие деньги.
Если это такая социальная инженерия, которую осуществляют с помощью правоохранителей, чтобы вырастить такую касту людей, то это даже интересно, это удивительный проект. Но если это попытка просто закошмарить чиновников, то ничем хорошим это не кончится.
Ранее опубликовано на: http://club-rf.ru/37/opinions/1539