Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
26.06.2019

«Безработные» регионы и «избранные» субъекты

 

РИА Рейтинг опубликовало данные о создании рабочих мест в разных регионах России за последние 10 лет.

Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что внутри блока опубликованной информации наибольшую ценность представляет информация о динамике числа рабочих мест за последние 10 лет.

Именно показатель динамики числа рабочих мест за последние 10 лет позволяет оценить долгосрочную эффективность как политики пространственного развития страны, так и в целом макроэкономической политики. Одновременно анализ этих данных позволяет спрогнозировать динамику взаимоотношений как между соседними регионами, так и на уровне «субъект – федеральный центр».

«Убывшие» регионы

В 55 субъектах федерации из 85 за последние 10 лет зафиксировано сокращение числа рабочих мест. В 19 случаях масштабы уменьшения количества рабочих мест составили от 5 до 10%. В соответствующий пулл регионов входят:
- республика Марий Эл;
- Еврейская автономная область;
- Пермский и Алтайский край;
- Амурская, Владимирская, Ивановская, Кемеровская, Иркутская, Новгородская, Орловская, Рязанская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Ульяновская, Ярославская области;
- Ненецкий и Чукотский автономные округа.

В случае 11 регионов речь идет о сокращении числа рабочих мест на более чем 10% за последнее десятилетие. К числу субъектов федерации с рекордно высоким сокращением числа рабочих мест за обозначенный период относятся:
- республики Карелия, Мордовия, Коми;
- Архангельская, Вологодская, Кировская, Костромская, Курганская, Магаданская, Мурманская, Псковская области.

Наибольшее падение показателя числа рабочих мест зафиксировано в республике Коми (19,9%).

Таким образом, уменьшение числа рабочих мест за последние 10 лет на 5% и более зафиксировано в 30 регионах из 85. Регионы принадлежат к самым разным географическим зонам. В их число входят в том числе территории, занимаемые крупными городскими агломерациями (Пермский край, Свердловская, Ярославская области).

Точки роста

Одновременно в ретроспективе 10 лет отмечается рост числа рабочих мест на территории 30 регионов.

В 8 эпизодах зафиксирован рост числа рабочих мест на уровне от 5 до 10%. К этой группе субъектов федерации относятся:
- Санкт-Петербург;
- республики Дагестан и Тыва;
- Краснодарский край;
- Ханты-Мансийский автономный округ;
- Белгородская, Московская, Тюменская области.

Увеличить число рабочих мест более чем на 10% смогли лишь 4 субъекта федерации:
- Москва;
- республики Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария.

В случае северокавказских республик имеет место аномально высокий рост интересующего нас показателя. Для Чечни он составил 77,1%, для Ингушетии – 166%, для Кабардино-Балкарии – 28,6%.

Соответственно, рост числа рабочих мест на уровне 5% и более в течение последних 10 лет фиксируется в 12 регионах из 85. Преимущественно к ним относятся города федерального значения (за исключением Севастополя), регионы Северного Кавказа, районы нефтедобычи и экономически развитые агропромышленные регионы.

Общая картина

По данным Росстата за 2018 г., численность рабочей силы в России составляет около 76,1 млн. (против приблизительно 75,7 млн. в 2009 г.).

Соответственно, в течение последних 10 лет мы наблюдаем существенное сокращение числа рабочих мест в более чем трети регионов России. В целом отрицательная динамика данного показателя наблюдается в 55 субъектах федерации. Это происходит при сохранении общего числа занятых и безработных почти на одном и том же уровне. В то же время ощутимый прирост общего числа рабочих мест наблюдался лишь в каждом седьмом регионе.

Эта динамика свидетельствует либо о серьезных просчетах при выборе и реализации долгосрочной концепции пространственного развития России, либо о массовом уходе работодателей в «теневой сектор» экономики. Если последнее предположение является верным, за пределами ограниченного числа зон экономического роста ведение бизнеса в строгом соответствии с законом становится столь не выгодным, что владельцы производств либо отказываются от ведения бизнеса, либо уводят его «в тень». Вероятнее всего, ключевую роль здесь играет как падение платежеспособного спроса со стороны населения, так и отсутствие преференций, предоставляемых конкретным регионам на федеральном уровне.

Помимо дисбаланса территориального развития и чрезмерного увеличения потоков внутренней миграции сложившаяся ситуация чревата ростом неприязни между жителями отдельных регионов. В первую очередь это касается соседствующих между собой депрессивных и развитых регионов, в особенности – обладающих разной этнической структурой населения. В случае наличия этого комплекса факторов возникают благоприятные условия для разжигания ксенофобии и возникновения межэтнических конфликтов.

Равным образом диспропорции в экономическом развитии территории могут сформировать среду, благоприятную для развития сепаратистских настроений. Но куда большую опасность несет то обстоятельство, что негатив, порождаемый неприятием разрыва в уровне экономического развития регионов, может быть канализирован в рамках массовых протестов по иному поводу. Отчасти примером такого рода рисков могут служить экологические выступления в Архангельской области и Республики Коми. Организаторы последних, в частности, достаточно успешно используют негативные стереотипы о столице и ее жителях, формируя в сознании целевой аудитории яркий «образ врага».

Создание рабочих мест в регионах России – Рейтинг 2019

RIA reiting rab mesta

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
partners_1 «Безработные» регионы и «избранные» субъекты
banner-cik-min «Безработные» регионы и «избранные» субъекты
banner-rfsv-min «Безработные» регионы и «избранные» субъекты
partners_5 «Безработные» регионы и «избранные» субъекты
partners 6
partners_8 «Безработные» регионы и «избранные» субъекты
insomar-logo «Безработные» регионы и «избранные» субъекты
indexlc-logo-min «Безработные» регионы и «избранные» субъекты
rapc-banner «Безработные» регионы и «избранные» субъекты