Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
23.07.2019

РАСО предложила «оцифровать» подписи

 

Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО) 19 июля 2019 г. выдвинула инициативу по «цифровизации» процесса сбора подписей избирателей.

Представители РАСО обратили внимание на многочисленные проблемы, возникающие в процессе регистрации кандидатов на выборные должности, в том числе – в ходе прохождения так называемого «муниципального фильтра». Одной из первопричин возникновения обозначенных затруднений, по мнению экспертов РАСО, является сохранение архаичной процедуры сбора подписей с использованием бумажного носителя, для которой характерны завышенные требования к оформлению подписных листов.

Свести к минимуму непрозрачность и субъективизм процедуры регистрации кандидатов, по мнению руководства РАСО, можно лишь путем «цифровизации» процесса сбора подписей избирателей и муниципальных депутатов. Для этого необходимо запустить сервис по сбору подписей через платформу «Госуслуги.ру».

Ассоциация обратилась с соответствующей инициативой к депутатам Государственной Думы, призвав их рассмотреть возможность внесения необходимых поправок в законодательство в рамках ближайшей осенней сессии.

Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев обратился за комментарием относительно инициативы ассоциации к президенту РАСО Станиславу Наумову.

Есть ли какие-либо аргументы против сбора подписей в электронной форме?

На мой взгляд – нет. Потому что сегодня очень много оказываются через одноименный электронный портал. И если считать сбор подписей со стороны избиркомов госуслугой, то ничто не мешает им перейти нате же платформы, на которые уже переключились паспортные столы и иные государственные организации. Они могут дать избирателям возможность максимально комфортно выражать свое отношение к участникам выборов уже на ранней стадии этого процесса. Это абсолютно нормальная, стандартная работа со списками избирателей.

По Вашей информации, обсуждались ли ранее законодателями аналогичные или похожие инициативы?

Электронное голосование как таковое обсуждается уже достаточно долго. Я думаю, что в 2020-х гг. Россия перейдет к голосованию при помощи электронной цифровой подписи гражданина. И дискутировать здесь можно, условно, только об одном: будет ли это происходить в один день (в воскресенье), или это будет своего рода «предвыборная неделя», когда в течение 7 дней можно будет поставить финальную цифровую подпись за того или иного кандидата. Поэтому наша инициатива по сбору подписей – это часть процесса по переходу на современные, комфортные, прозрачные формы учета мнения избирателей. Я считаю, что она хороша в первую очередь тем, что вовлекает в политический, гражданский процесс новое поколение избирателей, которые изначально, с пеленок являются «цифровыми».

Отказ от сбора подписей на бумажном носителе, так или иначе, противоречит интересам некоторых групп, использующих его недостатки в своих интересах. Как Вы считаете, насколько значимым препятствием могло бы стать сопротивление Вашей инициативе с их стороны?

Вы знаете, как говорил Глеб Жеглов, «сопротивление бесполезно». Мы видим результаты голосования по одномандатным округам в соседней Украине, в высокой степени близкой к России культурно по своим основаниям, как и, например, Белоруссия. Видим, что избиратели, приходя на участки для голосования, однозначно делают выбор в пользу новых альтернатив и против «старых вариантов». Модель, при которой действующие политики контролируют процесс выборов новых политиков, не работает. И чем раньше мы перейдем к расширению условий политической конкуренции, тем более здоровым будет результат политического выбора.

Обычно противники электронного голосования любят ссылаться на опыт государств Европы. Ведь многие из них в последние годы отказались от практики «цифровизации выборов». Например, в Нидерландах это произошло еще в 2007 г. В марте 2017 г. власти королевства отказались от электронного подсчета бюллетеней, а представителям избиркомов запретили пользоваться USB-накопителями и электронной почтой. Это используют как основу для критики проектов электронного голосования: европейцы опробовали этот инструмент и отказались от него, не будем повторять их ошибок. Как Вы оцениваете такого рода аргументы?

В России, начиная с XVIII в., с эпохи петровских преобразований, любят ссылаться на европейский опыт, и когда хотят провести какие-либо реформы, и когда желают их остановить. Может быть, Нидерланды поторопились. Может быть, нужно внимательнее изучить причины, по которым они решили оставить прежние форматы участия, и проанализировать их ошибки. Но на дворе уже не 2007 г. Мы стоим на пороге 2020-х гг. Поэтому не нужно себя сковывать ссылками на ограниченный опыт отдельных стран. Нужно накапливать собственный опыт и в чем-то выходить на передовые позиции, как мы любили это делать в XX в. Поэтому давайте пробовать, давайте ошибаться, но, самое главное, давайте поймем, что тем и хороша политическая конкуренция, что она действительно в определенный момент времени вынимает власть из рук бюрократов и возвращает ее народу, чтобы тот почувствовал ответственность за результаты своего гражданского волеизъявления. Я считаю, что электронное голосование должно обязательно сочетаться со статусом гражданина как налогоплательщика. Он вправе все налоги и выплаты в социальные фонды рассматривать как инвестицию в себя как в современного избирателя.

Необходимо отметить, что идею относительно перевода сбора подписей в электронный формат поддержали некоторые из экспертов в области «цифровизации» выборов. Так, политолог, эксперт Центра ПРИСП Арсений Беленький считает, что электронный сбор подписей через МФЦ или портал государственных слуг РФ представляет собой даже более логичный шаг для Москвы, чем само электронное голосование.

«Учитывая, как развиваются технологии, предположу, что это последние выборы в Мосгордуму, где еще не будет использоваться это технология. Уже сейчас услугами МФЦ, по официальным данным, охвачены 96% населения города. Во всем мире и в России уже не раз случались скандалы с проверкой достоверности обычных подписей и, наверное, после этих выборов появится желания в дальнейшем избегать подобных эксцессов. Станет ли легче собирать подписи или нет, появятся ли "диванные" партии и политики, зависит уже от выбранного технического решения. Из возможных последствий перехода на электронные выборы на всех их этапах я бы выделил потенциальное развитие сетевых сообществ по интересам в противовес традиционным партиям. Когда группа «Вконтакте» или «Вотсап» может коллективно принять решение поддержать кого-то из политиков и фактически одним кликом проголосовать за него. Вот это может в корне перевернуть электоральные процессы и приблизить российскую демократию к западной, где нишевые, но крайне активные группы являются ключом к победе на выборах» – заявил эксперт.

gosuslug

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 РАСО предложила «оцифровать» подписи
banner-cik-min РАСО предложила «оцифровать» подписи
banner-rfsv-min РАСО предложила «оцифровать» подписи
expert-min-2 РАСО предложила «оцифровать» подписи
partners 6
eac_NW-min РАСО предложила «оцифровать» подписи
insomar-min-3 РАСО предложила «оцифровать» подписи
indexlc-logo-min РАСО предложила «оцифровать» подписи
rapc-banner РАСО предложила «оцифровать» подписи