Заместитель секретаря ОП РФ, президент Центра ПРИСП
30.07.2019

Точенов: Наблюдатели не должны допустить правовой нигилизм

 

29 июля Общественная палата Российской Федерации провела заседание круглого стола по общественному наблюдению «Выборы и общество» в Горно-Алтайске. В мероприятии приняли участие заместитель секретаря ОП РФ Александр Точенов, член ОП РФ Борис Алушкин и председатель Общественной палаты Республики Алтай Татьяна Кончева. К обсуждению присоединились и.о. председателя Государственного собрания республики Наталья Никитенко и глава регионального избиркома Дмитрий Степанов. К анализу электоральной проблематики подключились главы общественных советов и руководители местных общественных организаций.

Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – с подробностями с места событий.

Одной из центральных тем, вынесенных на обсуждение, стало расширение общественного контроля на выборах всех уровней. В связи с этим был поднят вопрос о роли ОП РФ и региональных палат в этом процессе, в том числе – в контексте подготовки наблюдателей. Участники заседания поделились друг с другом опытом организации общественного наблюдения на местах. Активно обсуждался вопрос о налаживании взаимодействия между общественными советами и иными структурами гражданского общества в рамках подготовки к выборам. Живая дискуссия развернулась и вокруг темы последних изменений в избирательной системе республики.
Выступая на заседании круглого стола, Александр Точенов обратился к вопросу о проблемных моментах в нормативно-правовой базе, регулирующей работу Общественных палат и советов. Особое внимание он уделил отсутствию законодательных актов, регламентирующих работу общественных советов на муниципальном уровне.

Заместитель секретаря Общественной палаты РФ, президент Центра ПРИСП Александр Точенов:

В соответствии с действующим законодательством, работа федеральной палаты регулируется одним законом, деятельность региональных палат – другим. Муниципальные общественные советы (где-то в регионах есть и муниципальные Общественные палаты) пока работают вообще без юридического, правового оформления. Мы сейчас над этим работаем. В ближайшее время запустим опрос среди региональных палат относительно того, как ввести в правовое поле наших коллег из общественных советов.

Во многом то, как работают общественные советы, зависит и от людей, и от начальников. Есть связь между ними или нет. А закон помогает эту связь выстраивать. Он необходим, чтобы представители власти были обязаны выслушивать, советоваться, общаться.

Заметны успехи в сфере выстраивания диалога между федеральной Общественной палатой и региональными структурами. Между нами нет “вертикали власти”. Но у нас налажено плотное взаимодействие. На базе федеральной палаты создан Совет Общественных палат России, куда входят по одному представителю от региональных палат и четыре представителя федеральной – секретарь, первый заместитель, и два человека выбираются составом совета. Мы согласовываем на этой площадке единую линию работы и поведения. То же самое я наблюдаю в работе региональных палат с муниципальными общественными советами и общественными советами при органах исполнительной власти.

Федеральная палата всегда готова оказать помощь общественникам из регионов. Мы можем вас поддержать. У нас больше возможностей. Федеральные чиновник ближе, и мы можем достучаться до них и делаем это. Поэтому к нам прислушиваются ваши начальники. Но в то же время муниципальные общественные советы нуждаются в сопоставимой поддержке со стороны региональных Общественных палат.

Существует комплекс проблем, связанных с подбором наблюдателей, их подготовкой, организацией работы в день голосования. Есть необходимость выработки механизмов, повышающих ответственность общественных наблюдателей за выполнение обязанностей на участке. Путь к этому лежит в том числе через организацию диалога с общественными структурами, рекомендующими конкретных граждан в качестве наблюдателей. Также очевидна необходимость наделить ОП РФ правом отзыва наблюдателей в случае невыполнения ими своих обязанностей.
Угрозы, связанные с отсутствием механизмов контроля, нельзя игнорировать. В качестве подтверждения этого тезиса можно вспомнить случаи, когда общественных наблюдателей пытались подкупить представители кандидатов и избирательных объединений.

При подготовке обучения наблюдателей нужно заимствовать опыт сетевой подготовки специалистов, опробованный в ряде регионов. В рамках этой системы на специализированном семинаре готовится отдельная группа «бригадиров», рекрутированных из разных муниципалитетов региона. После завершения обучения они возвращаются домой и сами проводят там тренинги для «местного актива».

Предлагаю заимствовать опыт Москвы и развернуть в регионах работу общественных штабов по наблюдению за выборами. В том числе включать в их структуру представителей партий, а также журналистов и блогеров. Последнее позволит оперативно предоставлять гражданам разъяснения относительно информации о нарушениях. Общественные штабы должны не только мониторить ситуацию, но и давать информацию общественности о том, что происходит, работать со СМИ. Мы должны показать людям реальную и объективную картину происходящего. Члены штаба не должны предоставлять СМИ информацию о возможных нарушениях, если она не прошла предварительную проверку. Решения о предоставлении СМИ информации в этом случае должны приниматься коллегиально, а не просто по личной инициативе отдельных сотрудников.

Также стоит обратить внимание на необходимость обеспечить взаимодействие между общественными штабами и ситуационным центром, который ОП РФ планирует открыть ближе к ЕДГ-2019.

В регионах, на территории которых ОП РФ имеет право направлять наблюдателей на выборы, предлагаю действовать в тесной кооперации с региональными палатами. Последнее даст возможность направлять одновременно двух наблюдателей на наиболее «проблемные» участки.
К сотрудничеству следует привлекать и гражданских активистов, невзирая на их политическую ориентацию.

Одной из главных задач общественного наблюдения является предотвращение непредумышленных нарушений со стороны комиссии. Равным образом наблюдатели должны способствовать разоблачению ложных новостей о якобы имевших место нарушениях. Цель организации наблюдения – помочь комиссии, а не развязать против нее войну.

Отдельно надо помнить о рисках, которые несет в себе победа на выборах недобросовестного кандидата. Человек, пришедший ко власти посредством нарушения закона, априори не будет законопослушным депутатом или руководителем исполнительной власти. Более того, он почти гарантированно будет попирать закон. Свое окружение этот человек также сформирует за счет людей, готовых попрать нормы права при любой возможности. Результатом победы на выборах недобросовестного кандидата неизбежно становится вспышка правового нигилизма внутри органов власти. И потому представители общественности не имеют права закрывать глаза даже на небольшие огрехи в работе системы общественного наблюдения.

 Ранее опубликовано на: http://vybor-naroda.org/vn_exclusive/136986-vybory-i-obschestvo-op-rf-provela-kruglyy-stol-v-gorno-altayske.html

tochenov ysia.ru

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Точенов: Наблюдатели не должны допустить правовой нигилизм
banner-cik-min Точенов: Наблюдатели не должны допустить правовой нигилизм
banner-rfsv-min Точенов: Наблюдатели не должны допустить правовой нигилизм
expert-min-2 Точенов: Наблюдатели не должны допустить правовой нигилизм
partners 6
eac_NW-min Точенов: Наблюдатели не должны допустить правовой нигилизм
insomar-min-3 Точенов: Наблюдатели не должны допустить правовой нигилизм
indexlc-logo-min Точенов: Наблюдатели не должны допустить правовой нигилизм
rapc-banner Точенов: Наблюдатели не должны допустить правовой нигилизм