Политолог, эксперт Центра ПРИСП
15.08.2019

«Вольный город» Хабаровск

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Валерий Прохоров размышляет о том, что поможет превратить идею Сергея Кравчука из проекта невозможного в окно возможностей.

Мечта Сергея Кравчука: Электоральный месседж или свежая управленческая идея?

В своем недавнем интервью изданию «Взгляд» мэр Хабаровска Сергей Кравчук заявил следующее:

– Может быть, это мои мечты, мои фантазии – но я хочу, чтобы Хабаровск стал городом федерального значения… Он этого не просто заслуживает – он готов к этому.

Некоторые эксперты уловили в этом высказывании элемент предвыборной риторики: дескать, мэр накануне выборов городской думы решил мобилизовать избирателей привлекательной идеей, которая насколько эффектна, настолько же неосуществима. Лейтмотив их комментариев сводится к следующему: зачем городить огород, если есть Владивосток с его административным статусом дальневосточной столицы, логистическими возможностями, приграничным месторасположением, международным пиаром в виде Восточного экономического форума и «прочая-прочая» (далее следует обширный список преимуществ помельче).

Попробуем разобраться, что же такого необычного есть (или может возникнуть при наличии воображения и правильном приложении сил) в Хабаровске, что может превратить идею Сергея Кравчука из проекта невозможного в окно возможностей.

На некоторые особенности указывается в самом материале – Хабаровск «утоплен» вглубь территории страны и в большей степени «заточен» под то, чтобы стать центром развития инфраструктуры Дальнего Востока. Об этом – высказанная в статье мысль профессора Бляхера: «Нужно продолжить строить дороги: на север, к Якутии и Магадану, на запад, к Благовещенску и далее. Расширять то, что есть. Дороги на юг, используя остров Большой Уссурийский как логистический центр. Расширять речной порт и аэропорт».

Город федерального подчинения: базар-вокзал в стиле «модерн» или новая точка роста?

Возникает вопрос: подо что развивать такую инфраструктуру, что по этим дорогам возить и какие грузы в речном порту переваливать? Неужели это все затевается исключительно под торговлю с сопредельным Китаем? Очевидно, что логика, в которой до недавнего времени жили и действовали экономические власти страны, других возможностей не оставляет. С другой стороны, горизонты развития в настоящий момент заданы приоритетными национальными проектами, а их реализация невозможна без переосмысления экономической политики последних десятилетий. Видимо, при разработке стратегий будущего России во главу угла будут ставиться соображения экономического роста. В этом случае возникнет необходимость в отработке правовых и организационных механизмов, поддерживающих этот самый рост. Есть основания полагать, что в основу экономических преобразований будут положены меры по созданию новых и поддержке существующих производств. Для этого понадобится «ослабить хватку» финансового монстра, который эти процессы до недавнего времени сдерживал: дорогие недоступные кредиты, высокие налоги, растущие тарифы, зарегулированная законодательная база для ведения бизнеса, всепроникающая монструозная разрешительная система и даже лишенная логики и до предела усложненная отчетность должны уйти в прошлое и дать отечественным производителям перевести дух и сконцентрироваться, наконец, на решении своих производственных задач.

Помимо организационных и правовых мер переход к реализации стратегии экономического рост, безусловно, потребует определенных политических шагов, связанных, в первую очередь, с пересмотром межбюджетных отношений и перераспределением полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. О несовершенстве этой системы все чаще говорят не только управленцы в регионах, руководители предприятий и предприниматели, но и жители республик и областей России.

При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что в масштабах всего государства реализация вышеописанных мер несет целый набор рисков экономической разбалансировки и потери управляемости. Поэтому разумный подход заключается в отработке предлагаемых решений в рамках отдельных региональных кейсов, предполагающих специальные правила взаимодействия центра и региона. Под «регионом» в данном конкретном случае не стоит рассматривать некий «пилотный» субъект федерации. Вполне разумным представляется подход, лежавший в свое время в основе создания экономических административных районов и территориально-производственных комплексов в СССР или особых экономических зон Китая, когда управление совокупностью хозяйствующих субъектов не было административно привязано к управлению территорией, на которой эти субъекты были расположены или осуществляли свою деятельность.

Хабаровск как «заповедник» новой экономики

На роль одного из таких центров развития новой экономики с особым режимом управления, первого на Дальнем Востоке, вполне может претендовать Хабаровск. У города для этого есть всё: и географическое положение, и человеческий капитал, и инфраструктурные возможности. Кадровый потенциал города, возможности его образовательных центров, интеллектуальный уровень жителей позволят создавать в Хабаровске и окрестностях производства практически любого профиля и любого уровня сложности. Речь в данном случае ни в коем случае не должна идти об отверточной сборке машин и механизмов зарубежных брендов или перемещении производств из мест с более дорогой рабочей силой. Драйверами развития должны стать новые отечественные высокотехнологичные экспортоориентированные компании несырьевого сегмента, так называемые «газели», число которых в стране за последние несколько лет увеличилось до нескольких сотен. Здесь определенную, хотя и не решающую, роль может играть географическое положение. При определенных условиях эти компании предпочтут для размещения производств ту местность, в которой выгоднее всего создавать центры трансфера технологий. Учитывая близость Хабаровска к странам, являющимся технологическими лидерами, необходимо будет приложить усилия к тому, чтобы международные команды разработчиков получали наиболее комфортные условия для разворачивания исследований и разработок именно здесь. К сказанному выше стоит добавить такой немаловажный штрих, как политическую зрелость общества: представители городских и региональных элит, имеющие разную партийную принадлежность, сумели выстроить систему компромиссов, позволяющую эффективно решать совместные задачи, не допуская межпартийной конфронтации. Это важно с точки зрения оценки рисков, связанных с проявлениями регионального сепаратизма.

Здесь же кроется и ответ на вопрос «почему Хабаровск, а не Владивосток». Владивосток – полноценная региональная столица со всем набором бюрократических атрибутов и с соответствующим уровнем административного прессинга. У экономических и административных центров территорий, как правило, разные задачи и механизмы развития этих городов могут различаться кардинально. Именно поэтому во многих странах и территориях экономические центры не совпадают с административными столицами, как это произошло в случае Вашингтоном и Нью-Йорком или Рио-де-Жанейро и Бразилиа.

Сказали «а», говорим «б»

Дискуссия о будущем Хабаровска, которая, очевидно, должна развернуться вокруг предложения мэра – это немаловажный этап на пути реализации идеи получения городом особых возможностей для развития. Формирование особых экономических условий, административная реформа, организационные шаги на пути улучшения делового климата и создание новых возможностей для предпринимателей – все это невозможно осуществить в рамках традиционных взаимоотношений регионального города (пусть даже наделенного статусом столицы субъекта федерации) и федерального центра. Именно для развертывания этой работы Хабаровску и нужен статус города федерального подчинения, причем, именно в начале пути, а не по факту получения «положительных результатов эксперимента».

Идея Сергея Кравчука, безусловно, требует пристального внимания как со стороны федеральной власти, так и представителей экспертного сообщества. Новые отношения нужно проектировать, наполнять смыслами, оформлять административно и помещать в правовое поле. Поэтому естественным развитием этой инициативы, на мой взгляд, могло бы стать создание дискуссионных площадок и прообразов институтов развития. Каких именно и как они будут работать? Ответы на эти вопросы мы, вероятно, получим от мэра Сергея Кравчука и членов его команды уже в ближайшее время.

Ранее опубликовано на: http://vybor-naroda.org/vn_exclusive/139088-volnyy-gorod-habarovsk-proekt-nevozmozhnogo-ili-okno-vozmozhnostey.html

kravchuk habarovsk

 
Партнеры
politgen-min-6 «Вольный город» Хабаровск
banner-cik-min «Вольный город» Хабаровск
banner-rfsv-min «Вольный город» Хабаровск
expert-min-2 «Вольный город» Хабаровск
partners 6
eac_NW-min «Вольный город» Хабаровск
insomar-min-3 «Вольный город» Хабаровск
indexlc-logo-min «Вольный город» Хабаровск
rapc-banner «Вольный город» Хабаровск