Публицист, историк
01.09.2019

"Жёлтый дом" Петербурга – многовековая юдоль скорби

 

Публицист, историк Артём Кирпичёнок - о "жёлтом" доме Петербурга и его обитателях.

«Каждому петербуржцу очень хорошо знакомо по наружности длинное здание на Фонтанке близ Обухова моста…» – писал автор «Петербургских трущоб» Всеволод Крестовский, и с ним здесь сложно не согласиться. Обуховская больница, легендарный «Жёлтый дом», – это одна из старейших и известнейших лечебниц нашего города.

В допетровской России больниц не было, и появление специализированных лечебных заведений стало приметой наступления нового времени. Сначала госпитали были предназначены прежде всего для военных, о чём напоминает здание Военно-морского госпиталя на Выборгской стороне, появившееся ещё в Петровскую эпоху. Но ко второй половине XVIII столетия власти решили обратить внимание на физическое и душевное самочувствие гражданского населения.

Первая городская общедоступная больница появилась 27 августа 1780 года по соседству с Обуховским мостом, чьё название она и переняла. Её палаты помещались в деревянных постройках на месте бывшей усадьбы Артемия Волынского – знаменитого кабинет-министра Анны Иоанновны, потерявшего голову в борьбе с не менее прославленным герцогом Бироном. Сам же основной каменный корпус лечебницы был воздвигнут в 1784 году. Над его созданием трудились лучшие архитекторы Петербурга времён Екатерины – Дж. Кваренги и Л. Руска. Обуховская больница должна была быть образцовой во всех отношениях. Не только потому, что это было первое учреждение подобного рода в столице, но и потому, что её устройство являлось моделью для аналогичных медицинских заведений по всей России.

С первых лет существования в Обуховской больнице было два отделения – для обычных пациентов и душевнобольных. По жёлтому корпусу психиатрической лечебницы выражение «Жёлтый дом» скоро стало нарицательным – для обозначения юдоли скорби. Любопытно, что в первые десятилетия после создания Обуховской больницы в ней существовала практика использования душевнобольных в качестве сиделок и санитаров для ухода за лежачими пациентами.

Монументальное жёлтое здание на берегах Фонтанки сразу же полюбилось литераторам, которые, не сговариваясь, стали делать Обуховскую лечебницу финальным местом пребывания своих героев. Инициатива здесь принадлежала самому Александру Сергеевичу Пушкину, который поместил в «Жёлтый дом» сошедшего с ума Германа. В Обуховской больнице закончил свои дни и лесковский Левша.

Впрочем, в стены знаменитой больницы попадали и многие исторические персонажи. Долгие годы здесь работал легендарный хирург Николай Пирогов, в стенах Обуховской лечебницы он создал атлас топографической анатомии. Именно в больницу на Фонтанке был доставлен из «Англетера» Сергей Есенин. В Обуховской лечебнице в 1923 году было выставлено на всеобщее обозрение и тело легендарного разбойника Лёньки Пантелеева, убитого в перестрелке с милицией.

Сегодня в бывшем женском корпусе Обуховской больницы находится клиника военно-морской терапии, а большинство прочих помещений первой больницы Петербурга закрыто на реконструкцию. И нам остаётся ждать, когда они распахнут свои двери для новых поколений петербуржцев.

Ранее опубликовано на: https://www.metronews.ru/kolumnisty/reviews/istorik-artem-kirpichenok-zheltyy-dom-peterburga-i-ego-obitateli-1579210/

obuhovskaya bol

 
Партнеры
politgen-min-6 "Жёлтый дом" Петербурга – многовековая юдоль скорби
banner-cik-min "Жёлтый дом" Петербурга – многовековая юдоль скорби
banner-rfsv-min "Жёлтый дом" Петербурга – многовековая юдоль скорби
expert-min-2 "Жёлтый дом" Петербурга – многовековая юдоль скорби
partners 6
eac_NW-min "Жёлтый дом" Петербурга – многовековая юдоль скорби
insomar-min-3 "Жёлтый дом" Петербурга – многовековая юдоль скорби
indexlc-logo-min "Жёлтый дом" Петербурга – многовековая юдоль скорби
rapc-banner "Жёлтый дом" Петербурга – многовековая юдоль скорби