Преподаватель, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП
03.10.2019

Ежкова: Высшее образование – пейзаж после атомной войны


ВЦИОМ выяснил, что 59% россиян не хотят, чтобы их дети и внуки получали высшее образование за границей. Для некоторых определяющим фактором стала дешевизна учёбы в России (13% опрошенных), другие просто боятся отпускать детей и внуков в другую страну (9%). При этом 39% участников опроса вспомнили фразу "где родился, там и пригодился" и сочли её правильным руководством к действию, и еще 39% респондентов считают качество российских образовательных услуг достаточно хорошим.

Преподаватель, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Ольга Ежкова считает, что на фоне иллюзий общества о российском высшем образовании региональные вузы переживают страшный период своей жизни.

Комментируя итоги опроса ВЦИОМ, следует обратить внимание на выборку респондентов, возрастной ценз участников. Если в основном это представители поколения, получившие образование при советской власти, они неизбежно будут считать, что их дети и внуки получат то же самое образование, что не совсем так. Человек, не связанный со сферой образования, думает, что сегодня все осталось примерно точно таким же, как и в годы его учебы, хотя в действительности произошли достаточно серьезные изменения. Система образования 20-30 лет назад и то, которое есть сегодня, - две очень большие разницы.

К настоящему времени наше высшее образование пережило несколько ядерных взрывов, атомную войну и ковровые бомбардировки. Над этими руинами горят какие-то праздничные огни. В этой обстановке смогли устоять несколько сильных и мощных университетских центров и профильных вузов в Москве, Новосибирске, Томске и т.п. Два-три десятка вузов в стране действительно находятся на передовых образовательных рубежах. Если говорить в целом, то ситуация выглядит очень печально. Региональные вузы переживают страшный период в своей жизни, надеясь на лучшее.

Сегодня российское высшее образование – не та ситуация, которую мы обсуждали в конце 1980 гг., когда началась дискуссия: ВУЗ для науки или ВУЗ для студентов? Сейчас ВУЗ ни для кого из них, он существует с одной целью: для Рособрнадзора и Министерства образования и науки. Фактически вся жизнь ВУЗа протекает по кругу: от аккредитации до аттестации и от аттестации до лицензирования. Деятельность ВУЗа в первую очередь оценивается соответствием закону об образовании и наличию необходимого документального обеспечения учебного процесса, т.е. бесконечные рабочие программы, учебные планы, проверка на соответствии федеральному образовательному стандарту «3++».

В итоге обычный российский ВУЗ сегодня – это организация, в которой некоторые назойливые студенты мешают преподавателям работать над рабочими программами. При этом обычную нагрузку преподавателей никто не отменял, но и в связи с майскими указами президента о повышении заработной платы, под которые никто не выделил никакие дополнительные деньги, а выполнять их надо, то сегодня их реализации происходит способом перекройки «тришкиного кафтана». Увольняют одних сотрудников, чтобы повысить зарплату другим и раскидать нагрузку на всех оставшихся. Режим работы нон-стоп, преподаватели превращаются в зомби, и при этом они еще должны заниматься наукой, писать статьи для рецензируемых журналов.

Наивные родители думают, что с их детьми работают так, как мы учили их тридцать лет назад, но сегодня все совсем не так: например, мы практически не можем отчислить за систематическую неуспеваемость студента-бюджетника, в итоге студенческие массы деморализуются буквально за две сессии. Сегодня все зависит от того, хватает ли у преподавателя сил заниматься студентами. Мои коллеги могут и умеют учить, как следует, но им заламывают руки. Степень контроля и недоверия к преподавательскому составу со стороны надзорных органов – фантастические. В таких условиях места для нормального обучения студента просто не остается.

studenty zhurnalisty

 
Партнеры
politgen-min-6 Ежкова: Высшее образование – пейзаж после атомной войны
banner-cik-min Ежкова: Высшее образование – пейзаж после атомной войны
banner-rfsv-min Ежкова: Высшее образование – пейзаж после атомной войны
expert-min-2 Ежкова: Высшее образование – пейзаж после атомной войны
partners 6
eac_NW-min Ежкова: Высшее образование – пейзаж после атомной войны
insomar-min-3 Ежкова: Высшее образование – пейзаж после атомной войны
indexlc-logo-min Ежкова: Высшее образование – пейзаж после атомной войны
rapc-banner Ежкова: Высшее образование – пейзаж после атомной войны