Art-science среда на локальной территории
Эксперт Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Алексей Глазунов – о логике и практике создания "игровой" творческо-образовательной среды в современном городе.
Капитализация современного города во многом зависит от трёх факторов:
— Наличие среды, в которой бы вырастали кадры нового поколения, носители востребованных компетенций, создатели образа территории;
— Решение проблемы оттока этих кадров на другую территорию;
— Умение организовать такую городскую среду, чтобы эти кадры смогли эффективно работать и зарабатывать, создавая территориальную экономику нового рынка товаров и услуг.
На первый план выходят культурные ресурсы города – как материальные (библиотеки, площади, парки, набережные, школы, музеи и т.д.), так и не материальные (мифы и история города, плюс гуманитарный ресурс - краеведы, художники, писатели, педагоги и т.д.). Это материал для создания базовых ценностей города, сырье, которое приходит на смену углю, стали и золоту.
Важно стратегически спроектировать то, как управляются и приумножаются эти ресурсы, как они организуются. И всё это должно быть описано «без соплей» в производственной парадигме. Нужны территориальные «свечные заводики», нужно технологически просчитать, как они организуются и как в идеале они должны работать. Именно из этого вытекает развитие на территории предпринимательства и самозанятости, основанных на инновационных решениях. А для этого должна быть традиция инновационного мышления, необходимо разработать институты, их формирующие.
Автоматизация рынка труда и вытекающие из этого проблемы
В современной экономике автоматизация зарекомендовала себя как неизбежный тренд, прогрессирующий геометрически. Процесс запущен, и трудовая деятельность все отчётливее распадается на две разновидности – «Работа головой» и «Шаблонные процессы». Рутинные действия и типовые задачи непрерывно автоматизируются, и уже сегодня мы видим глубокое внедрение технологий в такие распространённые профессиональные сферы как бухгалтерия, госсектор, гостиничный бизнес, колл-центры, логистика/транспорт, здравоохранение, общественное питание, подбор персонала, производство, розничная торговля, сельское хозяйство, СМИ, страхование, строительство и юриспруденция. В России технический прогресс способен упразднить ряд профессий, обеспечивающих более 50% занятости населения.
Аналитики McKinsey изучили более 2000 задач, выполняемых людьми 800 различных профессий, и пришли к следующему выводу: почти половину работы, на которую работодатели потратили 15 трлн долларов, можно автоматизировать, используя текущие технологии. При этом только около 5% этих профессий можно автоматизировать полностью с помощью существующих технологий, а ещё 60% профессий можно автоматизировать как минимум на треть.
Таким образом, автоматизация формирует запрос на новый тип трудовой занятости, где работнику, с одной стороны, не нужно больше тратить время на однообразные шаблонные задачи, но, с другой, необходимо развивать новые компетенции, чтобы справляться с задачами, которые автоматизации не поддаются. В исследовании ManpowerGroup говорится, что технологии меняют требования к сотрудникам: чтобы дополнять роботов (а не конкурировать с ними), людям необходимо развивать такие качества как креативность, эмоциональный интеллект и когнитивную гибкость. Одновременно актуальными становятся вопросы разработки методики творческого образования, в первую очередь, искусство управления, и область его последующего применения.
Отвечая на второй вопрос, внимание стоит обратить на ещё одну проблему. В связи с техническим прогрессом и постепенной утратой культуры работы с землёй, экологическая обстановка ухудшается, а баланс расходования природного ресурса носит отрицательный характер. В преддверии наступающего года Владимир Владимирович Путин заявил о том, что ежегодный экологический ущерб доходит до 6% ВВП, а с учётом последствий для людей – и 15% ВВП.
По его словам, каждый год 7-8 млн людей умирают в результате причин, вызванных загрязнением воздуха. «Ситуация с вредными выбросами остаётся крайне неблагополучной: половина городского населения живёт в условиях высокого уровня загрязнений воздуха, вклад автотранспорта – общественного и личного – составляет от 50 до 90%, значительная часть поверхностных вод оценивается сегодня как грязные и экстремально грязные, 7% жителей не обеспечены качественной питьевой водой», – привёл данные статистики Путин.
В качестве приоритетной меры по предотвращению экологической катастрофы президент на Петербургском экономическом форуме указал вектор поэтапного перехода России к модели устойчивого развития, и не просто к модели устойчивого развития, а экологически устойчивого развития.
Вопрос, исключительно важный для повышения эффективности, прежде всего, всей национальной экономики, с одной стороны, и в то же время - для улучшения качества жизни наших людей, для раскрытия потенциала регионов нашей страны – с другой.
Развитие человеческого капитала и становление рынка H2H в новой экономической парадигме
Ответом на вызовы нового времени является разработка инструмента устойчивого территориального развития, адаптирующего человеческий капитал под новую экономическую эпоху, в которой основной ценностью становится развитие деятельного творческого мышления у жителей территории, повышение их предпринимательской активности. Подобный инструмент устойчивого развития территории должен сопровождать адаптацию и трансформацию рынка труда, развитие предпринимательской активности на территории, самозанятости населения и налаживанию коммуникаций между представителями местной власти и активными гражданами, художниками и учёными, лидерами общественного мнения и журналистами (формирование у них общего понятийного поля и круга задач).
Рабочий инструмент для этого — создание на территории творческо-образовательной среды (art-science пространства), в которой реализуется взаимный образовательный процесс формирования новой деловой культуры (участники сами осуществляют взаимное образование, посредством взаимных коммуникаций и разворачивания индивидуальной деятельности), построенный на взаимном раскрытии потенциалов вместо гонки амбиций. Среды, ориентированной на развитие новых управленческих компетенций, в первую очередь, воображения и эмпатии, построенной на основе организации взаимной коммуникации участников, экспертов, педагогов-коучей и практиков, реальных деятелей.
Теоретическая часть закладывает инструментарий для формулирования, оценки целесообразности и реализации предлагаемых авторских творческих проектов. Практическая часть предполагает совместную реализацию проекта (организация коллабораций), предложенного непосредственно участником курса, при административной и ресурсной поддержке от территории они могут превратиться в стартапы, что со временем превращается в локальный арт-кластер, который в последствии становится инструментом устойчивого развития территории.
Такое пространство способно стать платформой для конструктивной коммуникации городских и территориальных администраций, активных граждан и экспертов в области урбанистики. Это взаимодействие в свою очередь позволит формировать кейсы по устойчивому развитию самой локальной территории, а затем в рамках практикума образовательной программы разрабатывать и агрегировать их решения и включать в действующую экономику.
Организованное взаимодействие, направленное на развитие прилежащей территории с помощью в первую очередь нематериальных активов и человеческого капитала, влечёт за собой появление локальной экономики. Специфика в нашем случае заключается в привязке к ценностям, цена на которые ещё не была сформулирована в предыдущих экономических парадигмах: мы уже понимаем, как посчитать стоимость материалов, но ещё не умеем считать, сколько стоит арт-объект, из них созданный. Мы начинаем говорить о таких валютах новой экономической эпохи как «доверие», «внимание», «репутация», «интерес» и «влияние». Современной технологией, в которой мы видим возможности для экспериментов по созданию экономической модели, способной оперировать подобными величинами, является блокчейн.
Прежде всего, это «архитектурное» решение для создания самой среды, единых коворкингов и общественных пространств, учебных аудиторий и открытых мастерских, мастерских художников и выставочных залов, театральных мероприятий и тренингов, помещений для работы дизайнерских бюро и показов, проведения конференций, круглых столов, воркшопов и т.п.
Также необходимо создание экосистемы мобильных приложений, связанных с существующими социальными сетями, через которые участники проекта могут втягивать в него широкий круг участников, расширяя его за счёт граждан, проявивших интерес к реальной деятельности. Данные приложения помогут монетизации различных творческих проектов, развитию краудфандинга, организации стартапов.
Сообщество творческо-образовательной среды взаимодействует в онлайн-приложениях, построенных на блокчейн-технологии и фиксирующих внутрикластерные транзакции, стимулирующие социальное предпринимательство и развитие локального территориального рынка H2H (C2C). Каждый участник сообщества может предложить другому свои товары или услуги, самостоятельно назначив на них цену, или заработать на принесении «малой» пользы в чужом или собственном проекте. Также, подобные приложения могут содействовать расширению среды, привлечению межрегиональных и международных партнёров.
С их помощью развиваются модели взаимодействия, построенные на краудфандинговых и краудсорсинговых платформах. Они позволят определить, какие проекты сообщество считает полезными для среды своего обитания, а какие поддержать не готово. Наличие этого механизма позволяет обнаружить тот нематериальный актив пространства (среды), кроющийся в каждом из участников различных сообществ, и обсчитать его в очках личной репутации и заработке – либо в локальной игровой валюте, либо в локальной криптовалюте. Разрабатываемые методики могут лечь в основу создания приложений, с помощью которых осуществляется общее и прямое (инклюзивное) управление самой территорией, послужить основой для создания моделей инклюзивного партисипаторного управления на территории, её устойчивого развития.
Сейчас нам ещё тяжело это представить, но, возможно, в скором времени мы будем оценивать авторитет и репутацию человека, его публичный образ, по портфелю «токенов» в благотворительных, культурных и образовательных проектах (реального вклада физического лица в те, или иные проекты развития). Эта идея не кажется такой странной, когда мы представляем в роли держателя «токенов» основателей и исполнителей подобных культурных и образовательных проектов. Желание любого инвестора — извлекать прибыль из своих инвестиций, но эта прибыль в современной экономике не измеряется исключительно денежным эквивалентом, а напротив, заменяет его. Задача людей, предлагающих свой «токен», предложить вместе с ним модель деятельности, которая принесёт и социальный эффект и итоговую прибыль.
Особое внимание важно уделить событийному, социальному и культурному добровольчеству активных граждан. Необходимо создание не только единичного творческо-образовательного пространства, но и «Ярмарки волонтёров» вокруг него — сети образовательных и туристических маршрутов по объектам, принимающим гостей на волонтёрских условиях и представляющих из себя культурный, образовательный и практический интерес для участников. В перспективе итогом такого познавательно-образовательного маршрута может стать активный и любопытный человек, прошедший некий жизненный путь и получивший сильную прикладную подготовку от зарекомендовавших себя мастером своего дела — востребованный на рынке труда квалифицированный специалист. Информация о них может стать интересна не только территориям, но и любым потенциальным работодателям.
Новые возможности на стыке науки, творчества и территориального управления
Среди некоторых учёных и исследователей бытует мнение, что максимальное раскрытие потенциала человека возможно лишь при тщательной работе над развитием его творческих способностей.
«Так, определённые жанры музыки воздействуют как мощные стимуляторы и на детей, и на взрослых. Однако дюссельдорфский эксперимент показал — в детстве воздействие музыки более активно. Большую часть своей жизни Альберт Эйнштейн был страстным скрипачом. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: «Оба они имеют один источник и дополняют друг друга…» Люди, близко знавшие Эйнштейна, отмечали, что занятия музыкой удивительно благоприятно влияли на его творческие способности. Старший сын вспоминал: «Как только отец чувствовал, что подходит к завершению работы или же если в работе возникали трудности, он обращался к музыке — и, как ни странно, все проблемы разрешались». По словам сестры Эйнштейна, игра на музыкальном инструменте «приводила его в умиротворённое состояние, способствующее плодотворным размышлениям». Ломая голову над сложнейшими вопросами физики, Эйнштейн играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение. Тогда он вставал и объявлял: «Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!»
Исследование, проведённое в университете штата Мичиган, позволяет сделать некоторые выводы. Целью исследования было сравнить обычную аудиторию населения США с учёными (членами общества Sigma Xi). В свою очередь, обычных учёных сравнивали с членами Национальной академии наук, то есть с выдающимися представителями науки, и с нобелевскими лауреатами, коих можно считать гениями. Авторы исследования проследили, как с повышением интеллекта изменяется отношение к ремёслам и «гуманитарным» увлечениям: ручной труд, хобби, рисование, литературная деятельность, фотография, написание музыки, театральные выступления и т.д. Итак, с известной степенью условности у нас получается ряд: обычный человек — обычный учёный — выдающийся учёный — гений. В этом ряду на каждом этапе повышается средний интеллект выборки. Что изменяется ещё?
Вот диаграмма, которая показывает отличия учёных от средней массы населения. В процентах указано, сколько представителей данной выборки увлекается искусством, ремеслом, музыкой, выступлениями перед публикой (perfomance), фотографией, литературной деятельностью.
Разница довольно серьёзная. Учёные в три раза чаще склонны к игре музицированию, чем обычные люди. Они чуть чаще увлекаются фотографией. Самое характерное хобби учёных, которое резко отличает их от обычных людей, — ручной труд как хобби, мастерство, изготовление всяческих поделок (crafts). Здесь интеллектуалы на порядок превосходят обычных людей.
Впрочем, если добавить выборку нобелевских лауреатов, то картина кардинально меняется. Оказывается, у гениальных людей резко повышается склонность практически ко всем видам непрофильной деятельности, включая ту же литературную деятельность, выступления на публике, рисование картин и прочее. В этом смысле гениальные люди — это уникально разносторонние личности, которые увлекаются буквально всем подряд.
Если же полностью усреднить все области искусств и увлечений, то складывается парадоксальная картина. Средний учёный практически не отличается от обычного человека. Зато чем более талантлив человек, тем чаще у него проявляется какое-нибудь постороннее хобби.
Специалисты по когнитивным наукам недавно подготовили доклад «Двусторонний процесс мышления для учёных» (Dual thinking for scientists), где пытаются сформулировать значение так называемых левого и правого полушария в научной деятельности. В их терминологии, по физиологическим причинам у каждого человека мышление происходит двумя способами: «быстрая» неконтролируемая и несознаваемая «первая система» отвечает за интуицию, а медленная «вторая система» сознательного мышления отвечает за рассуждения и логику. С помощью ассоциативного мышления, нелогичных на первый взгляд интуитивных действий можно совершить важное научное открытие и найти креативное решение научной проблемы. В истории науки масса примеров, которые доказывают это.
Развитие художественного мышления формирует навыки, позволяющие добиваться результатов не только в творческой, но и в управленческой и научно-исследовательской деятельности. А параллельное формирование управленческих компетенций и понимания, как от слов перейти к действиям, позволяет говорить о создании социально активного человеческого капитала, способного внести ощутимый вклад в управление территорией и её устойчивое развитие.
Почему игровая?
Образование нового поколения предполагает игровой подход, обеспечивающий вовлечённость участников, и направлено на развитие нешаблонного мышления, творческих способностей и эмоционального интеллекта. За счёт правильно организованной коммуникации внутри группы участников проекта, обучение происходит в значительной степени благодаря самим участникам. Наша задача — научить будущих руководителей, предпринимателей и деятелей искусства работать с интересом, играючи, ведь «Человек может проявить легкомыслие, если речь идёт о работе или же о политике, но всегда серьёзно относится к своим играм» (Джордж Бернард Шоу).
Почему творческая?
Человек, решающий творческие задачи, проявляет заинтересованность — в ином случае, он не может решить поставленную задачу. А заинтересованный, замотивированный на поиск решения человек способен на гораздо большую отдачу, нежели скучающий низкоквалифицированный работник. Те же самые люди, при задействовании творческого потенциала, способны приносить гораздо большую пользу. Кроме того, творческая среда, будучи разнообразной, изменчивой и яркой, формирует комбинаторику, гибкость и богатство мышления находящихся в ней участников сообщества.
Почему образовательная?
Игровая творческо-образовательная среда предлагает развивать в участниках качества и характеристики, необходимые для управления, которые ни аутсорсингу, ни автоматизации не поддаются: осознанность, эмпатия, концентрация, управление своим вниманием, сила воли, комбинаторика и любопытство. В эпоху, когда основной ценностью вместо информации станут реализованные идеи, востребованным станет умение создавать концепты с нуля. Будут актуальными способности мыслить масштабно и создавать новые смыслы, сочетать ранее не сочетавшееся, проще говоря, умение задействовать воображение и силу воли, чтобы из этого воображения что-то в реальном мире воплощать. Именно такие требования экономика будущего выдвинет к человеку настоящего.
Развитие арт-лабораторий и сообществ мастеров
Обязательным условием развития творческо-образовательной среды является наличие в ней арт-составляющей. О важности этой компоненты говорилось выше. Это сообщество нового типа, объединяющее художников самых разных направлений и течений — скульптура и танец, архитектура и музыка, живопись и театр, новые медиа (видео-блоги) и народные промыслы, дизайн и уличное искусство.
Важно не устанавливать жанровые рамки, а провоцировать, прежде всего, творческий подход к разработке идей, акцентируя внимание на процессе более, чем на результате, на воплощении идеи более, чем на жанровых и стилистических деталях самой технологии воплощения. Важно ставить перед собой смелые цели создания интернационального сообщества художников различных направлений для перекрёстного обмена идей и художественных практик самого разного типа. Погружённое в среду художественного творчества научное творчество приобретает новое, очень важное для новой экономики качество.
Научно-образовательная экспериментальная среда
Игровая образовательная среда не даёт готовых решений, а вступает с участниками в коммуникацию. Она построена на этике нового времени, в которой потенциалы не соревнуются, а помогают раскрыть друг друга. Здесь нет нудных правил и непробиваемых учителей, штампующих шаблоны из старых шаблонов. Она помогает шагнуть навстречу своим особенностям и не бояться ошибок. Именно через понимание собственной индивидуальности с применением лидерских компетенций становится возможной реализация успешных стартапов. Ставка делается не на обучение, а на образование, формирование у участников чёткого образа действий, мы не ставим целью получение участником нового сертификата или диплома, итогом прохождения через образовательную игру является запуск своего стартапа.
Программы развития научно-творческой образовательной среды должны быть по максимуму наполнены элементами, соединяя которые, участники сами создают и интерпретируют смыслы. Здесь нет заранее сформулированных ответов, но есть почва для новых и новых вопросов, задаваясь которыми участники понимают, чего хотят и как к этому двигаться, выстраивают свои личностные долгосрочные стратегии.
Если понимать такую работу как проектную, то вот ее цели:
— Реализация участниками разнообразных проектов в целях запусков механизмов устойчивого развития села, посёлка, малого города, района и т.п. (запускающие проекты);
— Создание агрегатора задач устойчивого развития территории, ставящихся муниципальными администрациями, локальным бизнесом и активными гражданами, и методик их решения с целью формирования действующей модели устойчивого территориального развития;
— Повышение пассионарности и любви к «малой родине» у жителей населённых пунктов и помощь в нахождении своей роли в формировании будущего места, в котором они родились и выросли;
— Создание платформы и инструментов коммуникации для представителей администраций и пассионарных акторов, обладающих умениями и желанием реализовывать урбанистические проекты и развивать сообщество в пределах своего круга влияния.
А вот ее задачи:
— Разработка и применение образовательных методик, направленных на раскрытие творческого потенциала участников;
— Обучение способности разрабатывать нешаблонные решения с нуля в приложении к проблематике конкретной локальной территории, применяя доступные ресурсы, или создавая самостоятельно новые, в ситуации неопределённости;
— Обеспечение регулярного потока участников среди местных активных граждан, обладающих потенциалом и желанием менять реальность вокруг себя и обучить их воплощать эти желания на своей территории;
— Обеспечение начального финансирования предлагаемого проекта;
— Формирование преподавательского состава и репликация методики;
— Помощь участникам проекта с трудоустройством, организацией самозанятости или запуском собственного бизнеса, организация новых рабочих мест;
— Долгосрочная работа по созданию и укреплению репутации как проекта, «прокачивающего мозги», социальные навыки и готовящего универсалов-предпринимателей, способных на воплощение своих идей и изменение окружающего мира благодаря эвристическому мышлению.
Основания методики
Технологии — это кристаллизованная культура, она первична. Уровень культуры на территории напрямую связан со способностью осваивать новые технологии, реплицировать их, и уж тем более создавать новые самостоятельно. Через овладение элементами гуманитарных технологий (soft skills) можно прийти к искусству создания среды вокруг своей деятельности, искусству, обеспечивающему устойчивое развитие территории. Для этого, важно научиться:
— Мыслить интуицией (Менталистика и эмоциональный интеллект);
— Мыслить телом (Контактная импровизация);
— Мыслить руками (Crafts–деятельность, дизайн вокруг);
— Мыслить словом (Создание текста);
— Мыслить иконографически (Фотография и видео);
— Мыслить в диалоге (Публичные выступления и переговоры);
На основе анализа биографий успешных людей – политиков, философов, экономистов и деятелей искусства – социологи попытались понять: что они сделали для своего успеха? Почему именно их мечты сбылись? Оказалось, их объединяло всего шесть общих умений:
— Умение начать свою деятельность «с нуля». «Зачем я собираюсь делать то, что собираюсь, готовность направить все силы на решение этого». Вопрос предельной честности и мужества. Но именно в нем заключена свобода от стереотипов и иллюзий, которые мешали тебе до сих пор начать работу над своей идеей. Это главное умение – собрать весь опыт, но действовать не по аналогии с ним, а решать новые задачи.
— Умение понимать других. «Кому нужно то, что я собираюсь делать». Чтобы твоя идея начала работать, ты должен понимать, как она вписывается в реальность и интересы других людей.
— Умение создавать новые смыслы. «Как это сделать». Навык создания уникальных способов, механизмов и инструментов для создания твоего дела. Важно определится в предмете твоей деятельности, то, как ты сможешь реализовать его.
— Умение строить команды и работать в команде. «Как взаимодействовать с людьми легко и эффективно, с кем я буду это делать». Навык творить вместе с другими людьми и находить общие решения без конфликтов.
— Умение быть интересным и рассказывать истории. «Как заинтересовать и привлечь единомышленников». Навык представлять своё дело в виде увлекательной истории (с сюжетом и героями) делает твоё дело привлекательным для других и для себя, ответить на вопрос «Что я буду делать», детально продумать свою деятельность.
— Умение работать играючи. Это, возможно, самый главный навык. Играть – значит творить, получать от работы удовольствие и ничего не бояться.
Здесь нет места умному выражению лица, с которым, как мы знаем, «совершаются все глупости на этом свете».
Эти навыки, заложенные в характер и алгоритм реализации своего дела, позволяют избежать ошибок, из-за которых идеи остаются пустыми словами, а стартапы уходят в убыток, или не реализуются вовсе. Проблема не в качестве бизнес-планов, не в инвесторах или везении, не в знании базовых технологии — вопрос в том, способен ли человек сформировать образ будущего проекта и пошаговый маршрут к его достижению, а затем реализовать его, в развитии культуры освоения технологии? И эти качества формируемы, воспитать их в себе может каждый, можно воспитать их и в горожанах. В современном мире это главный ресурс городского экономического развития.
Аудитория (акторы среды) делится на три группы:
I. Квалифицированный персонал, потерявший работу по причине автоматизации и нуждающийся в переквалификации. В процессе обучения эта категория участников будет выстраивать, и воплощать проекты, направленные на развитие механизмов устойчивого развития села, посёлка, малого города, района и т.п., администрации которых предоставят кейсы для проработки. В итоге, участники проекта презентуют решение поставленной задачи представителям администрации и представителям активной общественности территории, вовлекая их в реализацию предложенного решения.
II. Корпоративные группы больших, средних и малых бизнесов, состоящие из административного и креативного персонала, в рамках программы решающие реальную нестандартную бизнес-задачу или социальную задачу, стоящую перед корпорацией. Для этой категории мы предложим не только решение «под ключ», но и игры, направленные на тимбилдинг, мотивационные тренинги и отлаживание коммуникаций в участвующем коллективе. Оплата образования происходит за счёт компании, желающей расширить спектр возможностей своего кадрового состава и решить конкретную задачу.
III. Талантливые студенты ВУЗов, получающие образование в рамках этой программы (в ходе летнего лагеря, например). Такие образовательные лагеря могут быть профинансированы (и забрендированы) заинтересованными работодателями, а в процессе обучения может решаться реальная бизнес-задача или задача по устойчивому развитию территории, поставленная спонсором такого образовательного мероприятия. В поиске организационных решений необходимо использовать возможности внедрения механизмов нейросетей (в связке с корпоративным обучением), социальные хакатоны и другие программные решения.
Экспертный пул устойчивого территориального развития
Безусловно необходимым окажется и формирование экспертного пула урбанистов для исследований и оценки, предлагаемых участниками решений в сфере территориального устойчивого развития. Формируемое проектом сообщество активных горожан выступит в роли фильтра, наличие которого сделает предлагаемую площадку надёжным инструментом устойчивого локального экономического развития.
Территориальное управление как институт формируется при условии полноценной работы различных локальных «Фабрик мысли» ориентированных на устойчивое развитие. Думая о будущем территории, важно развитие таких сред, «свечных заводиков» будущей её капитализации. Очень важна среда, которая будет одинаково интересна СМИ и прочим коммуникаторам, учёным и художникам, территориальным активистам и другим акторам. Именно на таких площадках формируются "законодательные" инициативы, разрабатываются стратегии развития, формируются дорожные карты устойчивого развития территории.
Пример алгоритма работы такой площадки:
1. Администрация населённого пункта, заинтересованного в градоразвивающих проектах, заявляет об этой потребности.
2. Эксперты по урбанистике проводят исследование населённого пункта, глубинные интервью с членами администрации, обозначают кейс-задачи, стоящие перед городом, барьеры, тормозящие его развитие.
3. Студенты получают эти кейсы в качестве задания (для разработки решения) на 3-х недельный практикум. Возможно применение нескольких механик: поток учащихся из 7 человек может получить один кейс (индивидуально или в командах), или же им будет предложено несколько кейсов, и каждый из студентов может подключиться к интересующей его задаче.
4. По завершении практикума каждый студент/ рабочая группа готовит презентацию своего проекта-решения (стартапа) для комиссии из членов администрации и других акторов населённого пункта, проблему которого они решали, а также экспертов в области урбанистики.
5. Эксперты в области урбанистики дают оценку предложенным решениям с точки зрения их технической выполнимости, финансовой обоснованности и социальной ценности, указывают на возможные риски и «подводные камни».
6. Администрация территории, другие территориальные акторы выбирают победителя или команду-победителя, чей ход мышления и логика проекта понравилась им больше других. Эти студенты имеют возможность пройти стажировку в администрации. Также выбирается проект или несколько проектов, которые действительно будут реализованы на территории этого населённого пункта. Студенты, предложившие такие проекты, также получают стажировку, но исключительно в рамках реализации предложенных проектов.
7. Может быть создана краудфандинговая онлайн-площадка, на которую выкладываются проекты студентов, получившие поддержку администрации и других акторов того или иного населённого пункта. На такой площадке каждый человек, заинтересованный в развитии своей малой родины, сможет поддержать проект финансово, или закрыв какую-то из необходимых для осуществления проекта позиций (материалы, труд и т. п.). В случае, если проект не доберёт необходимую сумму на краудфандинге, на своё усмотрение может включиться администрация и добавить необходимые средства. В ином случае, все собранные деньги автоматически будут возвращаться их владельцам.
Ярмарка волонтёров как "нулевой километр" туристических, творческих и образовательных маршрутов по всей России
Волонтёр (событийное, социальное и культурное добровольчество) – ключевой актор формирования творческого человека, инициативного человека, драйвера капитализации территории. Его деятельность формирует образы новых товаров и услуг, транслирует их вовне. Они «пилигримы» образа территории, залог её устойчивого движения вперёд, её будущего.
Волонтёр не бесплатная неквалифицированная рабочая сила. Вектор развития волонтёрства развивается вокруг интереса того, кто себя, ради приобретения навыка, готов предлагать как добровольца в различные проекты (мотивируя это построением своей образовательной траектории). Для него важно прохождение образовательной практики, практическое освоение выбранной деятельностью, подготовка своего стартапа. Крайне важно внесение в волонтёрское движение образовательного компонента, оно может стать основой образовательной модели нового типа, сформировать проектный пул устойчивого развития территории.
Туристические маршруты позволят иностранным волонтёрам получить впечатления богаче, нежели при общепринятом осмотре достопримечательностей: они вступят во взаимодействие со страной и получат возможность внести свой вклад в процесс её созидания. Это — более глубокий и перспективный уровень культурного взаимодействия, позволяющий говорить об укреплении международных отношений и формировании нового туристического образа России.
Сертификационные образовательные маршруты по лучшим мастерам страны того или иного профиля могут стать альтернативой хедхантерам, так как позволят выявить социально активных профессионалов, имеющих за плечами осмысленный жизненный путь и живое образование, полученное из рук в руки от мастеров. В формировании профессиональной истории при таком подходе ключевую роль начинает играть репутация, а это означает умение нести ответственность за след, который участник маршрута оставит в каждой из локаций.
Площадки, желающие стать участниками такого маршрута, приглашаются к сотрудничеству. Каждая из них может реализовать здесь свой проект для пробуждения интереса бывающих здесь волонтёров и стать, таким образом, следующим пунктом их путешествия.
Завершающим этапом является создание территориальной Ярмарки волонтёров — как регулярного мероприятия, так и онлайн-приложения, которые объединят все интересные площадки, готовые принимать работников-волонтёров со всего мира в обмен на еду, жильё и обучение какому-либо навыку.
С помощью системы взаимных рейтингов и отзывов сформируется объективная репутационная карта как принимающих, так и обучающихся сторон. На основе рейтинговых показателей в перспективе могут создаваться маршруты туристической и образовательной направленности, а также пользовательские характеристики с отзывами и оценками.
Блокчейн как технология будущего
Технология блокчейн — это цепочка связанных блоков или децентрализованный реестр операций за счёт которой можно оцифровать любую информацию в мире. Технология может стать инструментом, подтверждающим доверие к базам данных: в ней невозможно редактировать информацию, без согласия большинства участников. Блокчейн интересен там, где необходима надёжность, доверие, исключение мошенничества или хищения данных.
Блокчейн-технологии меняют привычную логику, и необходимость в посредниках отпадает. Это достигается благодаря особой форме хранения информации о транзакциях сразу на всех компьютерах системы — в распределённых реестрах или базах данных.
«К пользователям блокчейн-приложений прежде всего стоит отнести стартапы, строя-щие на таких технологиях распределённую экономику. Это, прежде всего, блокчейн-платформы (Ethereum, Tezos, Stratis или российская площадка Waves). Они создают экосистему и собственную версию блокчейн-технологий, которую могут использовать другие стартапы».
Александр Иванов, основатель и гендиректор блокчейн-платформы Waves.
На Всемирном экономическом форуме технология была признана одной из десяти самых перспективных, а компьютерный гигант IBM в ходе опроса выяснил, что четверть компаний уже готова применять эту технологию в ближайший год. Технология блокчейн обещает превратиться из перспективной новинки в инструмент, в развитии которого заинтересованы целые секторы экономики.
Пол Щурек (Paul Szurek), директор по стратегии и партнерству Blockchain, обозначил миссию своей компании: переизобрести финансы для информационного века, дав людям больше доступа и контроля к финансовым услугам. По мнению спикера, открытые финансовые технологии помогут обеспечить быстрые, надёжные и конфиденциальные сервисы, что особенно важно для стран с низким доверием к финансовым институтам, в том числе России (136 место из 176 по степени доверия банкам). По данным Blockchain, Россия обладает большим потенциалом как рынок инновационных платёжных решений, наряду со странами Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Среди российских пользователей Blockchain 75% используют биткойн для международных платежей, 90% считают безопасность важнейшим критерием при выборе кошелька, 88% заявляют, что продолжат использовать биткойн, даже если он будет законодательно запрещён. Количество пользователей Blockchain превысило 10 миллионов, из них более 500 тысяч — в России.
Программное приложение — стимулятор локальной экономики
Описанная выше игровая творческо-образовательная среда имеет комплексный характер и может быть успешно реализована только при наличии механизма, позволяющего фиксировать происходящие в ней взаимодействия. С этой целью создаётся приложение для развития игровых механик в жизни на платформе технологии децентрализации блокчейн.
Это игровое приложение, меняющее среду территории и улучшающее условия жизни людей, способное перевести экономику в осознанную эру свободы, моментальных коммуникаций и устойчивого развития.
Первоначально важные функции приложения
• Возможность заработать игровую валюту, продавая Art-science среде проекты и выполняя задачи, размещённые ей или другими пользователями приложения. По-тратить эту валюту можно на жильё, питание, или оплатить кому-то работу по своему заданию, также пожертвовать конкретному «обитателю» Art-science среды, или другому участнику творческо-образовательной среды, либо предлагаемому проекту – вложить средства как инвестиции, получив свой «токен».
• Возможности донатить, создавать задания и проводить краудфандинг проектов, позволяющие оценить нематериальные активы территории. Голосуя игровой валютой, участники творческо-образовательной среды коллективно решают, быть проекту или нет.
Игровое приложение творческо-образовательной среды — это игра в осознанную настоящую жизнь, где каждый пользователь принимает участие в её формировании. С помощью заложенных в приложении инструментов по реализации идей и проектов, его пользователи становятся действующими участниками локальной экономики. На практике каждый участник может овладеть поведенческой логикой и этикой поведения в новой экономической реальности.
Ещё раз о социальной значимости
Данные мероприятия направлены на становление модели мышления нового типа: человек, находящийся в этой среде, становится универсалом, способным конструировать инновационные общественно значимые проекты на базе имеющихся в наличии ресурсов или самостоятельно создавать новые ресурсы. В этом залог капитализации современной территории. Человек, погружённый в такую среду, учится самореализовываться, не дожидаясь разрешения или спонсорских вливаний. Его мотивация строится именно на этике реализации потенциала, а не на гонке карьерных амбиций. Он учится отвечать себе на вопросы, чего хочет, как этого добиться, зачем это нужно и кому это нужно, учится просчитывать риски, рассказывать историю, а затем воплощать ее в жизнь.
Создание такой среды при поддержке администрации территории позволит своевременно отслеживать возникающие у локальных администраций потребности и создавать в рамках практической части различных образовательных программ, созданных в этой среде, работающие на устойчивое развитие территории решения. Это может стать удобным инструментом для сбора и анализа решений реальных кейсов, предоставленных администрациями районов и городов. Участники, привлечённые к разработке решения каждой из предложенных задач, станут кадровым резервом территории, уже знакомым с проблематикой и способным задействовать воображение и интеллект в работе, а также имеющиеся разработки. Это позволит и самим администрациям по-новому взглянуть на ситуацию в процессе рассмотрения решений, предложенных участниками и скорректировать курс развития территории или же создать инструмент такого развития на основе предложенного решения.
Кроме того, полученные участниками лидерские компетенции позволят им стать активными членами общества, готовыми вступать в диалог с администрациями и предлагать конкретные решения задач, полученные во время диалога, а сама Art-science среда может стать площадкой для такого диалога.
Мы верим, что человек, вовлечённый в игру и испытывающий интерес к жизни, высоко конструктивен и способен внести неоценимый вклад в развитие общества, а сообщества горожан готовы стать «кузницей», выпускающей такие кадры.
Воплощение этой идеи станет одним из переломных моментов, благодаря которым деловой культурный код участников программы постепенно эволюционирует. В нашей ментальности заложена пассивность и склонность концентрироваться скорее на отсутствии возможностей и ресурсов, нежели на их генерации с помощью воображения и последующего применения. А именно в такой способности кроется человеческий капитал территории. Факт о том, что игровой формат позволяет ускорить некоторые процессы в 10-20 раз, поскольку исключает риски и даёт играть в полную силу, делает такой проект ещё более любопытным.
В эпоху автоматизации развитие в людях творческого и художественного мышления, управленческих компетенций и практических ремесленных навыков позволит развить социальное предпринимательство на основе нематериального актива и сформировать свободный рынок H2H. Репутационная ответственность, закладываемая самим фактом существования такой среды, выступит гарантом качества товаров и услуг предлагаемых территорией и её игроков, а открытые механизмы принятия решений о развитии окружающей среды позволят реализовать инструмент прямой демократии. Страховкой от популярных, но непрактичных решений выступит экспертный пул урбанистов, оценивающий каждый градоразвивающий проект участников.
Сопровождающие развитие Art-science среды, онлайн-приложения по стимуляции локальной экономики, образованию и развитию всероссийской волонтёрской маршрутной карты, делают игровую творческо-образовательную среду реплицируемым инструментом устойчивого территориального развития.