Битва за Арктику в 2020-м
Говоря об итогах прошедшего года и перспективах будущего, мы не можем не коснуться военной темы. Ведь кто-то ожидает, что вот-вот начнется Третья мировая война, а кто-то уверен, что она уже давно идет. Американская корпорация RAND — один из главных аналитических центров Пентагона и разведслужб США — представила в 2019 году доклад: «Слишком большая и несбалансированная Россия. Оценка влияния затратных вариантов».
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Никита Буранов – о лидерстве России в Арктическом регионе и существующих рисках его потерять.
Сегодня Арктика становится одной из ключевых точек перманентного столкновения военных, политических и экономических интересов России и других ключевых мировых игроков.
В ближайшее десятилетие важность региона в целом и Северного морского пути (Севморпуть) в частности будет только нарастать. Так мы можем сделать вывод, что в отношении военных и политических планов российского руководства на будущий 2020 год «тактически», а равно и на все грядущее десятилетие «стратегически», Арктика должна быть если не первой, то в числе наиболее приоритетных направлений развития.
Это не удивительно, в минувшем десятилетии Россия смогла захватить, и на данном этапе прочно удерживает первенство в Арктическом регионе и в районе Севморпути. Крупнейший ледокольный флот, две мотострелковые арктические бригады со средствами усиления и ПВО (80-я и 200-я), а также довольно мощные береговые и флотские соединения Северного флота, объединенные под новой военно-административной единицей ОСК СФ (Объединенное стратегическое командование «Северный флот») стали хорошим подспорьем в деле освоения и удержания первенства в Арктическом регионе. Открытие новых военных баз («Арктический трилистник»), активная гидрографическая и разведывательная работа, а также работа по платформенной добыче чистой нефти марки (ARCO (Arctic oil) с МЛСП «Приразломная», позволяют судить о высокой степени интереса России к региону.
Особой статьей необходимо упомянуть Севморпуть. Уже в 2016 году объемы перевозок по нему превысили максимальные советские показатели 1986 года. А к 2018 году составили 18 млн т, показав почти троекратный рост с того же 2016 года. Перспективы Севморпути, оцениваются 40-43 млн т в 2020-м году и до 70 млн т к 2030-му при существующей динамике роста.
Все это дает основания полагать, что в будущем десятилетии условная «Битва за Арктику» начнется с новой силой. Следовательно, Россия должна к ней быть готова экономически, политически и в военном отношении.
Экономически – это, прежде всего, развитие существующих программ и планов, таких, как, к примеру, формирование сети глубоководных портов, разработка Штокмановского месторождения и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Это и не только развитие добычи углеводородов всех видов в Арктическом регионе, а также сопряженные с этим НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), но и их транзит трубопроводным транспортом к конечному потребителю. И конечно, поддержка существующих проектов, и рост финансирования существующих и новых проектов освоения Арктики. Все это, на фоне больших капиталовложений стран конкурентов в регионе приобретает стратегическое значение.
Политически – уже сейчас в так называемый Арктический совет, помимо «традиционных» членов (Россия, США, Канада и все Скандинавские страны), появились страны-наблюдатели. В их число входят такие, казалось бы, экзотические игроки для Арктического региона как Китай, Индия, Сингапур. Интерес испытывают и многие развитые страны Евросоюза, а также Япония и Южная Корея. Неудивительно, так как 15 тыс. км Севморпути против почти 20 тыс. км пути через Суэц почти на 2 недели сокращают маршрут торговых судов, что сулит большую экономическую выгоду всем вышеназванным игрокам.
Однако уже сейчас, в риторике вероятных партнеров по торговле в Арктическом регионе, прежде всего со стороны Запада, звучат многочисленные призывы пересмотреть статус Севморпути как пролегающего в российских водах. Скорее всего, попытки надавить на Россию политически будут осуществляться через Норвегию, как страну-хозяйку «западных ворот» Севморпути, и эти попытки будут прикрываться экологическими требованиями и нарастающей их поддержкой, случайной или нет, в развитых странах Запада. Подобные заявления, а также ответы на них и поддержание политического курса на исключительные национальные интересы России в регионе, будут весьма заметны в приоритетных направлениях международной российской политики, как в будущем году, так и в новом десятилетии.
В военном отношении – проблемы проистекают из предыдущих пунктов. У России должны быть соответствующие военные возможности для удержания и обеспечения своего лидирующего положения в регионе. Это будет сопряжено с довольно существенными затратами, как финансовыми, так и в сфере, к сожалению никуда не девшейся гонки вооружений, или если угодно, конкуренции вооружений. Уже сейчас можно встретить информацию о создании в Норвегии вооруженного литорального ледокольного флота, покупкой концерном Airbus технологий для изготовления арктических «морозоустойчивых» версий транспортных и боевых вертолетов, закладкой «ледокольных» бюджетов в США и Канаде, и т.п. Все это явно говорит о высоком интересе западных стран к Арктике, а равно и существовании этого нового вызова для нашей страны.
Естественно, при всех дружеских отношениях и имеющих место быть контактах на высоком уровне, нельзя забывать и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В ближайшее десятилетие они при всей своей торговой заинтересованности могут проявить и иные желания в регионе, так китайский ледокол XueLong уже прошел Севморпуть в 2012 году. А значит, Россия должна сохранять высокую степень боеспособности довольно крупных арктических сухопутных и морских соединений надежно прикрытых ПВО и авиацией. В перспективе – не уйти и от разработки принципиально новых типов вооружений и военной техники, адаптированной для использования в Арктике, что также сопряжено с дополнительными расходами.
Безусловно, одним из ведущих вызовов для России в новом десятилетии в военной, экономической и политической сферах станет Арктика. Начиная с 2020 года, Россия должна наращивать и форсировать все без исключения проекты и программы, имеющиеся в отношении развития и удержания Арктического региона. Своевременное и эффективное выполнение этих программ, а также научных изысканий в отношении возможных отраслей развития в регионе, не только обеспечит продолжение удержания уже имеющегося отрыва от других стран-интересантов в регионе, но и обеспечит явное лидерство в перспективе уже полутора-двух десятилетий вперёд. В противном случае коллективная экономическая, затем и консолидированная политическая, а на завершающем этапе и военная мощь стран-конкурентов, рискует подорвать лидерство России в Арктическом регионе.
Полностью материал на: https://www.sovsekretno.ru/articles/rossiya-2020-vyzovy-i-ugrozy/