Политолог, эксперт Центра ПРИСП
28.04.2020

Прохоров: Коронавирус похоронит старые партии

 

Через год-два политическая система в России станет двухпартийной. Одна партия - федерального центра, другая - партия регионов, которые будут между собой бороться. Все идеологемы столетней давности коронавирус похоронит. Такое мнение в интервью "Бизнес Новостям" (Киров) высказал политолог, эксперт Центра ПРИСП Валерий Прохоров.

- Какова ваша оценка антикризисных мер, принимаемых со стороны федерации? В первую очередь, речь о поддержке бизнеса.

Надо смотреть с точки зрения логики их принятия и исполнения. Логика понятна и, на мой взгляд, правильна. Есть вопросы по достаточности-недостаточности решений, видимо, это будет зависеть от того, насколько долго продлится карантин.

Другой вопрос — насколько качественно эти решения выполняются как на местах, так и операторами, потому что уже поступают сигналы, что банки по-своему интерпретируют порядок выплат, тем же иногда грешат и исполнительные органы на местах. Насколько качественным будет исполнение озвученных мер поддержки, настолько они окажутся эффективными.

- Субъекты по-разному реагируют в плане оказания помощи на местах. Одни оперативно запускают свои механизмы поддержки, другие, в основном, транслируют федеральные. От чего это зависит в первую очередь - от политической воли, разницы в бюджетах, инертности?

Вопрос не столько в инертности, сколько опять же в механизме исполнения. В некоторых регионах для оказания мер поддержки людей или бизнесов идет переадресация расходов из одних статей на другие, и административно не все к этому готовы. Думаю, в ближайшее время этот вопрос будет решен во всех регионах. Акценты расставят по-разному, потому что экономика регионов разная: есть промышленные, а есть сырьевые регионы, в одних развито сельское хозяйство, в других главенствующую роль занимает потребительский рынок. Сама структура управления в регионах разная, поэтому и скорость реакции отличается. И механизмы оперативной переброски средств с одних направлений на другие тоже работают по-разному.

Есть понятие «кривая обучения». Когда неподготовленный человек начинает чему-то обучаться, поначалу в его действиях высока доля брака. Точно так же и в государственном управлении: до этого в условиях подобного кризиса никто никогда не управлял. Любой отрицательно-положительный опыт осмысливается, делаются выводы. Есть люди, которые в мирное время неэффективны, а в условиях кризиса — наоборот. Ситуация непостоянна, на то она и кризис.

Антикризисные меры в любом случае будут шлифоваться и оттачиваться, в том числе с учетом лучших практик и трансляцией их в регионы. При этом важно, чтобы все это происходило и по горизонтали. Сегодня центр принятия решений специально опущен на уровень регионов, в том числе чтобы они принимались на основании чувствительности к сигналам «с земли». Потому что в Кремле не всегда слышно, что происходит в Кировской области, на Чукотке или в Коми. Полномочия для принятия антикризисных мер регионам переданы. Думаю, в ближайшее время передадут и дополнительные полномочия для решения экономических проблем, обусловленных последствиями пандемии. Сегодня выбор происходит между катастрофическими последствиями гуманитарного плана, с одной стороны, и экономического, с другой. Это тактические решения, которые, кроме как в регионах, никто принять не может. Универсального решения для большой страны не существует.

- Власти при разработке мер говорят: нужно время для принятия взвешенных решений и что они делают все в пределах своих полномочий. Предприниматели, рассуждая о действиях чиновников, заявляют, что те не торопятся действовать самостоятельно и нужен стимул.

Думаю — и это ни коим образом не призыв к топору — объединения предпринимателей (в том числе неформальные) должна сейчас перестать быть декоративными и начать работать. Стимул не обязательно может «прилететь» сверху, может и снизу. Соответственно, предпринимателям необходимо сформировать и донести голос, который власть должна услышать. Кроме самих предпринимателей этого никто не сделает. Необходимо через бизнес-объединения, общественные палаты, кураторов в исполнительных органах власти эти сигналы доносить. Выход только такой: молчащего не услышат.

- Федеральные власти определяют наиболее пострадавшие отрасли, для которых предусмотрены преференции. Предприниматели на местах говорят об антиконкурентном подходе при таком разделении. «Большая четверка» бизнес-объединений также заявила, что пострадавшими необходимо признать все отрасли. Ваше мнение по поводу такого распределения?

Такое распределение, на мой взгляд, не столько создает антиконкурентные условия, сколько содержит в себе мощный политический риск. Во-первых, есть риск, что все обиженные объединятся. Во-вторых, даже при самом мягком сценарии последуют массовые судебные иски, которые парализуют судебную систему. Кто посчитает, что суды неэффективны и не увидят возможности действовать через них, - выйдут на площади.

Я полностью согласен: нельзя выделять какие-то отрасли, как особо пострадавшие. Все отрасли экономики взаимосвязаны. Весь бизнес пострадал, поэтому меры нужны для всех. И для их разработки федеральный центр должен советоваться с регионами, потому что, на мой взгляд, региональное разделение разумно, отраслевое — нет.

- Одно из полномочий региона — в зависимости от эпидемиологической ситуации — определять сферы бизнеса, которым разрешено работать в период нерабочих дней, а чью деятельность приостановить. По факту мы видим, что через неделю карантина «приостановленные» предприятия вновь начали работать. Отразится ли такой расклад на массовом переходе бизнеса в «серое поле»?

Конечно отразится. Бизнес будет использовать и серые, и черные схемы. Для и этого необходимо государству на всех уровнях думать, как эту проблему решить и поддержать бизнес.

Другое дело, что на некоторые такие схемы будут закрываться глаза, к примеру, для предпринимателей, которые хоть и применяют серые схемы, но тем не менее решают задачу социальной дистанции, не допуская риска возникновения толпы на объектах ведения бизнеса. Не думаю, что для них в сегодняшней ситуации применят драконовские меры.

Бизнесмены — особенно малые и средние — это активные люди, поэтому любое активное воздействие на них вызовет ровно такое же активное противодействие. И властям необходимо оценивать и понимать политические риски: каким бы не был кризис, невозможно закручивать гайки до бесконечности. Понимаю, советы давать проще всего, но на то они и власти, чтобы «ловить» и удерживать баланс. И, главное, разговаривать с людьми. Самый большой риск в том, что власть часто думает, что она знает истину в последней инстанции и лучше всех проинформирована. Это большая иллюзия и пагубная самонадеянность. С предпринимателями необходимо разговаривать 24 часа в сутки. Чем сильнее бизнес загонять в невыносимые условия, тем более травмоопасными для общества будут становиться его владельцы.

- Аналитические данные ряда компаний говорят о резком снижении потребительского спроса, об этом в своих обращениях заявляют и предприниматели. За счет чего сегодня простимулировать этот самый спрос? Раздать деньги, как предлагают некоторые экономисты?

Думаю, в какой-то момент это будет разумным решением и этот момент стремительно приближается. При этом надо иметь в виду, что далеко не все работают в белую, поэтому продекларированные формальные подходы — с предоставлением тех же справок — могут не сработать и вылиться в серьезные волнения. Многие получают зарплаты в конвертах, и это не только ответственность человека или предпринимателя, но и государства, которое создало для этого предпосылки и условия.

Я отношусь к экспертам, которые считают эту меру необходимой. Рано или поздно ее придется реализовать, придется напрямую платить людям деньги. Риск есть в любом случае, но больший риск — не платить.

- Есть и риск, что людям выдадут, условно, по 30 тысяч рублей, и вслед за спросом вырастут цены...

Любое государственное решение выполняется в комплексе. Этот сценарий явно отрабатывается, и риски учитываются. Чтобы реализовать сценарий с «выдачей денег», условно, за две недели до начала реализации тема должна обсуждаться от отрабатываться. Думаю, она и обсуждается — есть косвенные признаки, высказывания того же Кудрина наводят на эту мысль, что изучение последствий такого сценария находится в фокусе. Это опять же к вопросу — насколько у нас все общественные процедуры декоративны или содержательны. Сейчас наступил момент, когда они наполняются содержанием. Пусть иногда зловещим, но содержанием.

- Тот же Кудрин заявил о возможном росте безработных в три раза. Государство транслирует меры для поддержки безработных, в то же время и бизнес подстраивается: есть сигналы, что предприятия просят людей устроиться на биржу труда, продолжить работать неофициально, минимизируя тем самым налогооблагаемую базу. Условно, поделить ответственность с государством за нерабочие оплачиваемые дни. Не потеряет ли государства от такого «конфликта интересов» больше, чем приобретет?

Универсального решения нет. Каждый такой случай говорит о том, что вопрос не был проработан изначально. У предпринимателя своя правда, у федеральных органов своя, у трудинспекции — своя, и каждый старается свою часть повестки отработать. Это как раз один их тех случаев, которые должны обсуждаться моментально. И привлекаться все, кто в состоянии тему обсуждать вслух, в том числе профсоюзы. Раз сказать, а потом смолкнуть - так нельзя. Надо говорить, говорить и говорить.

Естественно, предприниматели будут искать пути, как обойти закон. Я уже сказал выше: там, где государство недоработало, бизнес уйдет в тень и будет в режиме выживания работать с применением «серых» схем. Это, в первую очередь, ответственность не столько бизнеса, сколько государства, которое не придумало надежной процедуры. Мне кажется, государство какой-то период будет закрывать глаза на определенные вещи, пока не появится надежного решения, которое можно оформить правовым образом.

- На фоне коронавируса активизировались политические партии. Ощущение, что многие заявления делаются ради выхода в публичное пространство и зарабатывания политических очков.

Мне кажется, традиционные «старые» партии эту протестную повестку не потянут, потому что она не их. Не они придумали этот коронавирус. Сейчас политический спектр находится не между «правым» и «левым» полюсами, условно, не между коммунистами и либералами. Идет выбор между, скажем, гуманитарной катастрофой и экономической — это новые «полюса». Есть крайние меры по спасению бизнеса и крайние меры по спасению людей, и эти меры входят в противоречие. Весь спектр находится «между» - там находятся нетравматические и сбалансированные варианты решений.

И даже когда коронавирус будет побежден, деформация, которой подвергнется политическая система, моментально не исчезнет. Понятие «интересов большой страны» будет формироваться, в том числе исходя из интересов регионов. Хотя бы потому, что сегодня большинство предприятий, находящихся под боем, относятся к категории малого и среднего бизнеса. Они работают на региональном и местном уровне. Компании федерального масштаба, крупные работодатели зачастую лишают местный бизнес возможности работать и развиваться. Эти противоречия существовали и до кризиса, а сейчас обострились. Хотя бы на том основании, что ресурсов для выживания хватит не всем. Поэтому и подвергается критике практика составления государственными органами особых списков «системообразующих» компаний и «наиболее пострадавших» и мер поддержки для участников этих списков. Большинство компаний в эти списки не попадут и будут испытывать колоссальные трудности, которых не будет видно из Москвы.

Поиск баланса, в том числе в том, на каком уровне принимаются решения по спасению этих компаний и людей, работающих в них, — на федеральном или региональном — это тоже политика. Эта тема уже сейчас заходит в фокус, и вокруг нее, скорее всего, в ближайшем будущем будут строиться политические дискуссии и идеология.

- Ваш прогноз — что произойдет с политической системой?

Она с большой вероятностью станет двухпартийной. Одна партия будет представлять (упрощенно) интересы федерального центра и крупных компаний национального масштаба. Другая — это, условно, «партия регионов», защищающая права местных сообществ, малого и среднего бизнеса. Эти партии будут бороться за влияние формировать политический ландшафт. Все идеологии столетней давности, зачастую утратившие смыслы и поэтому никому не нужные, все партийные проекты «имени одного человека» (каким бы харизматичным он ни был) коронавирус похоронит. Думаю, через пару-пройку лет мы увидим совершенно другую партийно-политическую систему, совершенно не похожую на нынешнюю.

- Партия власти выживет?

«Единую Россию» в чистом виде вряд ли можно считать настоящей политической партией. Это, скорее, способ самоорганизации и сотрудничества людей, лояльных власти при любых условиях, некое объединение безусловных лоялистов. Я полагаю, что процессы поляризации «федеральной» и «региональной» составляющих политического процесса на судьбе «Единой России» тоже отразится. Вполне возможно, что описанные выше точки зрения будут переставлены либо внутри «Единой России», как фракции, либо саму «Единую Россию» растащит по двум полюсам, и произойдет ее разделение на две партии. Вариантов, на самом деле, не так много, и многое, как ни странно, зависит от дальнейшего развития ситуации с коронавирусом.

Мне кажется, эта тема — поиск баланса по линии «центр-регионы» — станет тем политическим полем, вокруг которого будут формироваться новые политические доктрины, а старые начнут отмирать. Они с большой вероятностью не пройдут проверку кризисом.

- В период пандемии проходят сообщения об отставке глав ряда регионов и чиновников, курирующих здравоохранение. Связано с неумением справиться с ситуацией или это лишь повод?

Да, было несколько отставок, но только за коронавирус еще никого в отставку не отправили. У губернаторов тех же Коми или Архангельской области было немало «достижений», за которые их можно было лишать полномочий, причем не сейчас, а существенно раньше. Принимая во внимание уровень их «эффективности» в мирное время, риск потери управляемости в том или ином регионе, находящимся под руководством такого управленца, в период пандемии увеличивается многократно. Думаю, федеральные власти подстраховались. Это было сделано не только и не исключительно по причине неэффективной работы конкретных глав регионов в условиях пандемии и борьбы с ней. Решения были приняты по совокупности «заслуг» того или иного губернатора.

- Возможен ли вариант, что череда отставок продолжится? И вариант, что под прикрытием коронавируса начнут убирать не только неэффективных, но и неудобных?

По поводу неудобных... Вроде губернаторы устраивают федеральную власть, пока их не сняли по отрицательным мотивам, и нет неудобных. Или вы говорите о тех, кто не от «Единой России» избрался, например, владимирского или хабаровского губернаторов имеете в виду, или главу Хакасии? Ну... до сих пор с ними ничего не произошло.

Думаю, решение будет приниматься не из-за принадлежности к партии, а по совокупности деловых качеств и принимаемых решений. Все время формируются какие-то губернаторские рейтинги. Они претерпят серьезные изменения, потому что не все смогут одинаково эффективно справиться с кризисом, и «отличники» или «хорошисты» по факту могут попасть в категорию неэффективных. Не обязательно в отставку отправят губернаторов из нижних строчек рейтингов. Задействуют весь список, снизу доверху. Из губернаторов, находящихся сейчас в верхних строках рейтингов эффективности наверняка, тоже, кто-то уйдет.

- Еще вопрос по теме экономики. Когда, на ваш взгляд, начнется тренд на ее восстановление?

Для начала сама опасность должна уйти. Что касается экономики — по времени тренд будет удален от победы над коронавирусом, все-таки это более инертная система. Условно, победу одержим — экономика еще какое-то время продолжит падать, и на восстановление уйдет время. Не факт, что экономика будет структурно восстанавливаться в том же виде, в каком существовала до эпидемии. Хотя бы потому, что придет понимание и осознание многих вещей, связанных с собственной безопасностью людей, и это может сильно повлиять на психологию потребления.

Думаю, появится тренд исхода людей из больших городов, мегаполисов. Люди будут стараться переселиться в города поменьше или в сельскую местность. Ситуация сильно отразится на потребительских предпочтениях, кардинально изменится потребительский рынок, соответственно, перестроятся производственники — и так далее по цепочке. Это процесс медленный, мгновенно все не восстановится. В том виде, в каком было, - точно не восстановится, потому что многие вещи окажутся не нужны. Мы этот коронавирус будем еще несколько лет расхлебывать. К сожалению.

Ранее опубликовано на: http://bnkirov.ru/articles/45067

bizness reiting

 
Партнеры
politgen-min-6 Прохоров: Коронавирус похоронит старые партии
banner-cik-min Прохоров: Коронавирус похоронит старые партии
banner-rfsv-min Прохоров: Коронавирус похоронит старые партии
expert-min-2 Прохоров: Коронавирус похоронит старые партии
partners 6
eac_NW-min Прохоров: Коронавирус похоронит старые партии
insomar-min-3 Прохоров: Коронавирус похоронит старые партии
indexlc-logo-min Прохоров: Коронавирус похоронит старые партии
rapc-banner Прохоров: Коронавирус похоронит старые партии