Программное обеспечение на выборах - дань моде или повышение конкурентоспособности?
Технический прогресс в новейшей истории необратим. Как вообще, так и применительно к телекоммуникационным, а также к мобильным и коммуникационным технологиям. В эпоху стационарных телефонов появление пейджинговой связи стало революционным. Мобильные телефоны, пришедшие на смену практичным и удобным на тот момент пейджерам, скоро стали неотъемлемой частью жизни не только обеспеченных бизнесменов и золотой молодёжи, а абсолютно всех. Появление смартфонов, планшетов и иных мобильных устройств вывело нас на новый уровень коммуникаций и возможностью пользования новыми, зачастую необычными, услугами и сервисами.
Почему смартфоны вытесняют обычные телефоны? Потому что они удобны, полезны, а в последнее время стали и общедоступны. Как говорится в известной рекламе: "Все на свете превращается в приложения". Это действительно так. Приложения за последнее десятилетие стали неотъемлемой частью нашей жизни, проникая во все её сферы, хотим мы этого, или не хотим.
Не обошло это явление и избирательные процессы. Понятно, что основные принципы проведения избирательной кампании " не кормите рыбу пирожками, а дайте ей то, что она ест" и " надо надеть на себя сандалии своего избирателя" непоколебимы со времен древнегреческой выборной демократии, однако коммуникативные технологии с тех пор претерпели значительные изменения, особенно сильно модифицируясь за последние несколько десятилетий с учетом феномена глобализации не только в общечеловеческом масштабе, но и в масштабах приснопамятного Урюпинска. Неудивительно, что приложения появились и в выборах. Не появиться они просто не могли. Радует и то, что в этой сфере Российская Федерация не только не отстала от своих зарубежных партнеров, но и зачастую опережает их. Возможно, это связано с особенностями национальной политики?...
Использование программного обеспечения (ПО) на выборах не является какой-то новомодной штучкой; оно имеет сугубо утилитарное значение: повышение эффективности организации и проведения избирательной кампании за счет высокой организованности и контроля деятельности всех сотрудников. Проще говоря, для кого-то (добросовестных организаторов) это панацея от хищников, стремящихся обманом завладеть непричитающимися им денежными средствами или скорректировать результаты голосования. Для других - нечистых на руку выборных дельцов - использование программ на выборах - это осознание, что веселые прибыльные избирательные кампании "лихих 90-ых" канули в Лету, выборные деньги придется не осваивать, а зарабатывать...
Пионером в области разработки и применения выборного ПО в Российской Федерации стала компания Polit&Business Stratwork – ведущий российский разработчик IT-систем в сфере политического менеджмента c 2008 года. Среди продуктов компании – известные на рынке автоматизированные системы Mobilizator, Electorator, Anti-F, PolitMaker, ComplexContact, PolitProfi, PolitProfi School и ряд других. Продукты "Mobilizator" и "Anti F", по сути произвели революцию в организации выборных процессов. Изначально продвижение программных выборных продуктов наталкивалось на значительное сопротивление на местах, однако постепенно пришло понимание всех глобальных преимуществ использования в избирательных кампаниях профессиональных автоматизированных систем и инструментов.
"Mobilizator" позволяет структурировать работу избирательного штаба, управлять всей полевой структурой: сетями агитаторов, расклейщиков, пикетчиков, организовывать встречи, проектировать и эффективно управлять мобилизационными сетями сторонников, взаимодействовать с избирателями на протяжении всей кампании, управлять процессом мобилизации в День голосования и многое другое.
"Anti F" - это программа, организующая и контролирующая работу наблюдателей в день голосования; с её помощью можно не только оперативно получать информацию с избирательных участков, но и мгновенно инструктировать наблюдателей, осуществлять дистанционную консультационную поддержку. С помощью специализированного мобильного приложения можно генерировать юридические документы, фиксировать и формировать жалобы по всем типам нарушений, оперативно собирать данные итоговых протоколов и автоматически проверять контрольные соотношения. Это профессиональная система для противодействия возможным фальсификациям. Программа имеет внешний портал с «Картой нарушений» с возможностью автоматических публикаций выявленных нарушений в Интернете, в социальных сетях,.
Затем на выборных горизонтах появился "Квизер" - компания, стартовавшая с созданием программных продуктов для так называемой "Оперативной выборной социологии", позволяющей получать результаты в формате с "сегодня на сегодня", и в дальнейшем разродившаяся целой линейкой программных продуктов, применяемых в организации и проведении избирательных кампаний.
Предлагаю рассмотреть подробнее некоторые программные продукты, которые представляются нам наиболее интересными.
"Квизер" - первый программный продукт ООО "Квизер", созданный в 2014 году. Миссией компании было создание программы, как своего рода "автомата Калашникова" в социологии: простого, надежного и доступного не только для социолога, а для простого политтехнолога, не имеющего возможности привлечения значительных ресурсов для проведения социологических исследований. И такой инструмент был создан: данные фиксировались и анализировались прямо на сайте в режиме он-лайн, работа интервьюеров контролировалась фотографированием, записью звука, геолокацией, таймингом интервью. Потом появилась интернет-версия для онлайн-опросов, модули для проведения формирующих опросов, система сложных переходов, паспортный блок и многое другое. Особенностью проекта является его кросс-платформеность (Android и IOS) и использование для работы исключительно российских серверов. Естественно, что для "Квизера" конкуренция с иными операторами рынка, стартовавшими раньше, тем более с "буржуинами", дело не простое. Не все получается, и уровня "Лексуса" квизеровцы пока не достигли, но как известно из опыта продаж автомобилей в РФ, самой популярной маркой не является самая дорогая...
"Квизер Волкер" - система создания и работы с базами данных для проведения мобилизации избирателей. Является одним из составляющих инструментов Big Data. Базы данных, в том числе избирателей, в программу можно загружать как из Excel, так и вручную операторами. Вся информация структурируется с дивергенцией по УИКам и непосредственно ответственными за мобилизацию той или иной группы с широкими возможностями сортировки. Для контроля мобилизации используется система QR или штрих-кодов, которые считываются устройствами волонтеров или иных уполномоченных лиц. В результате администратор проекта видит в режиме реального времени, как происходит мобилизация на той или иной территории, а также работу конкретных ответственных лиц, что позволяет ему предпринимать оперативные меры для управления процессом. Особенностью системы является кросс-платформенность (Android и IOS), GPS-контроль и гарантия конфиденциальности за счет использования серверов заказчика.
"Квизер Экзит" - также кросс-платформенная система, позволяющая при проведении Exit-poll сочетать достоверность информации, полученной с помощью мобильного приложения, с доступностью, которая обеспечивает использование СМС для доставки данных. Система позволяет получать достоверные данные в режиме реального мнения как из мест с хорошим интернет-покрытием, так и из "медвежьих углов", где не только интернет, а даже мобильная связь "глючит". Организаторы процесса подсчета голосов на выходе из избирательных участков и "большие начальники" имеют возможность отслеживать текущую информацию непосредственно со своих мобильных устройств. Если проводятся выборы нескольких уровней, то информация отслеживается также в он-лайн по всем затребованным параметрам, включая агрегированные результаты по той или иной территории. По нашей информации, это единственное приложение, сочетающее получение данных Exit-poll параллельно СМС и из кросс-платформенного приложения.
"Квизер Филд" - это система организации полевой работы в течение избирательной кампании. Кросс-платформенные возможности программы позволяют организовать и контролировать организацию пикетов, расклеечных проектов и распространения АПМ по почтовым ящикам, состояние наружной рекламы, процесс и результативность сбора подписей с возможностью онлайн-корректировок последних. Программа позволяет структурировать всю информацию как по территориальному принципу, так и по времени, а также по координаторам, бригадирам и исполнителям избирательных процессов. Работа исполнителей контролируется путем контроля своевременности отправления данных, таймингом работы, фотографированием, аудиозаписью и GPS. Обойти контрольные и защитные механизмы системы сможет только человек, обладающий высокими хакерскими навыками, однако маловероятно, что такой человек пойдет работать агитаторам или пикетчиком. Система позволяет производить учет распространяемой АПМ продукции с высокой степенью достоверности. Из опыта следует, что изначально текучка персонала очень высокая, зато потом у организаторов процесса в штабах имеется определенная уверенность, что они на 100% владеют ситуацией в "полях". А у многих территориальных координаторов, вынужденных работать с данной системой, лица становятся очень грустными.
В настоящее время ассортимент программ и приложений, нацеленных на помощь организаторам выборного процесса и штабам кандидатов, в России не очень велик, тем не менее, количество разработок с каждым годом продолжает расти. Очевидно, что такие программы используются с каждым годом все шире и шире. Причина кроется в расширении распространения мобильных устройств в связи с их доступностью, расширение возможностей мобильного интернета, распространением "цифрового мышления" в головах политических менеджеров и политтехнологов и осознанием преимуществ современных программных продуктов, позволяющих повышать эффективность избирательных кампаний, что особенно важно в конкурентных выборах.
Современные спонсоры избирательных кампаний и продвинутые политтехнологи привыкли ценить и считать деньги, поэтому подобные продукты вызывают искренний интерес с их стороны. Поэтому за выборными программными продуктами не только настоящее, но и будущее! Из новомодных хайповых штучек они превращаются в неотъемлемый инструмент избирательной кампании. Тот, у кого они есть, становятся сильнее, умнее и организованнее, чем конкуренты - это в конечном итоге является одной из самых важных составляющих победы на выборах.