Директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма
11.05.2020

Как не дать впасть в анабиоз отечественной туриндустрии

 

Президент России Владимир Путин потребовал форсировать развитие внутреннего туризма. «Сейчас и РФ, и иностранные государства готовятся или начинают постепенный выход из режимов внутренних ограничений, однако пока, совершенно очевидно, нельзя и даже трудно сказать, как будут проходить эти процессы, в том числе - когда, какие зарубежные направления будут доступны для поездок наших граждан, — констатировал глава государства на совещании по вопросам развития транспорта. — Это значит, что нам нужно форсировать развитие внутреннего туризма, наши возможности на этом направлении при участии транспортных компаний. Нужно формировать привлекательные маршруты, открывать новые направления в стране, куда можно будет удобно добраться и интересно провести время».

Директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма Андрей Максимов – о мерах поддержки, которые способны вывести туротрасль из “плюса в минус” за несколько лет и активировать ее творческий потенциал.

Заявление президента Путина о поддержке внутреннего туризма прозвучало очень вовремя. Многие истосковавшиеся в собственных квартирах россияне уже только и мечтают сразу после карантина куда-то поехать, даже истратив на это свой “НЗ”. А лишенная работы отечественная туриндустрия не впала в анабиоз, а все время “самоизоляции” активно штурмит в онлайне, заявляет свои права, проводит “виртуальные путешествия” и обсуждает планы выхода из тупика.

До вирусного кризиса туризм был одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в России и мире, дающая серьезный мультипликационный эффект для экономики. Совокупный вклад туризма в мировой ВВП оценивался на уровне 10,4% при прямом вкладе в диапазоне 3,2-4,2%. Среднегодовой темп роста в отрасли составлял в мире в последние годы 4-7%. При этом для большинства развитых стран туризм был лидирующей статьей экспорта (не менее 20% экспорта услуг) и важной сферой занятости (около 7%). Однако в силу дороговизны транспорта, проблем продвижения и не всегда адекватного качества турпродукта, импортозамещение в туризме до кризиса шло сложно и в, целом, не удалось.

Перспективы туризма “после коронавируса” пока довольно туманны. Очевидно, что отрасль не исчезнет, но станет другой.

Во-первых, конечно, более компактной (на несколько лет, как минимум). Виной тому и обеднение людей, и страх заразиться в самолете и на вокзале, встретить болезнь вдали от дома (как минимум, до вакцины), и некоторое изменение поведенческих стереотипов (переход к потреблению “онлайн”).

Во-вторых, туризм будет более внутренним и более региональным/локальным. Многие люди будут удешевлять и “обеспечивать безопасность” поездки, пересаживаясь с самолета на автомобиль, будут сокращать “плечо” путешествия и смотреть на курсы валют. Да и периодическое закрытие границ может стать нормой. Франция, например, уже продлила режим ЧС до 11 июля.

Во-третьих, сокращение семейных бюджетов и развитие интернет-технологий еще увеличит число самостоятельных туристов по сравнению с “пакетниками”. Тем более, что изможденные безденежьем туроператоры вряд ли смогут продавать “горящие туры”.

Поэтому вряд ли и внутренний туризм у нас ждут блестящие перспективы. Сокращение спроса и мобильности будет давить на рынок сильнее, чем ограничения зарубежных конкурентов будут давать возможность его развить. Желание поехать в Италию или Испанию у многих россиян по-прежнему окажется сильным и вызовет отложенный спрос. А дешевая Турция будет перебивать отечественные курорты. Тем более, что турецкое правительство уже в марте-апреле обеспечило субсидирование четырех российских туроператоров с турецкими бенефициарами для развития нашего турпотока в Малую Азию.

Но шанс перехватить инициативу и развить путешествия по России есть. При наличии продуманной и адекватной программы поддержки внутреннего туризма.

Прежде всего, необходимо “регионализовать” массовые туристские сервисы. Было бы правильно вывести на рынок, как минимум, в каждом макрорегионе комплексы услуг, охватывающих основные “отпускные” запросы семьи. Чтобы на расстоянии доступности для автопутешествия появились такие “маленькие Турции” с отдыхом на воде, набором детских развлечений, экскурсионных маршрутов, шопинга.

Можно поработать над выводом в такой вот “мультиформат” существующих турдистинаций определенного профиля. Например, на “Золотом кольце” вырастить пляжные сервисы, укрепить тут сегмент делового туризма (скажем, в Ярославле, Суздале, Иванове). На базе региональных резиденций «Деда Мороза» сформировать круглогодичные детские курорты.

Альтернативой выезду к красотам европейской старины может быть возрождение российских исторических мест и туризма по следам локальных культурных ценностей. Опыт той же Коломны с ее пастилой, Мышкина с мышиными дворцами, Тарусы с ее поэтической атмосферой показал, что притяжение старинных городов сильно и в “ближнем кругу” туриста, а на основе локальной истории, легенды, кухни, народной традиции можно за несколько лет вырастить “магнит” для туристов. Тем более, теперь есть платформа “Живое наследие”, где главные культурные бренды собраны и создан механизм маршрутизации по ним, а равно добавление все новых забытых и потенциальных магнитов по инициативе “местных”.

Ждет своего часа организация системной работы с туристами по маршрутам многих фильмов, исторических событий. Скажем, идея создать тематические парки с героями современных российских мультсериалов (Маша и Медведь, Лунтик, Смешарики) лежит на поверхности, но не реализуется… Многие дети, уже побывавшие на “Острове мечты” в Нагатинской пойме задали вопрос, почему герои московского парка ничем не отличаются от героев таких же парков в Европе и Америке, являясь их “удешевленными копиями”.

Стоит подумать о целенаправленном формировании новых больших культурно-туристических маршрутов. Например, очень перспективно объединение в маршрут «Окского водного пояса» (россыпь старинных городов, усадеб и заповедников по реке Оке от г. Орла до Нижнего Новгорода по своей исторической ценности, колориту и разнообразию превосходит даже «Золотое кольцо»). При этом возможно сочетание культурного, религиозного туризма с пляжным отдыхом и экотуризмом (сплавы, зубры, птицы). Можно было бы запустить проект «Малая столица России» (аналог проекта «Культурная столица Европы») - кстати, региональный проект такого рода успешно реализован в начале “нулевых” в Приволжском федеральном округе. Программы школьного каникулярного туризма также нуждаются в масштабировании и раскрутке.

Некоторые направления туризма у нас можно создавать или возрождать практически “с нуля”. Индустриальный туризм, круизы по восточным рекам и Северному морскому пути, туристические национальные парки, русское сафари (например, на сайгаков в Калмыкии).

Что нужно, чтобы такие проекты “проросли”?

Прежде всего, признать, что туризм из рентабельной (хотя и маломаржинальной) отрасли превращается в поле для скорее социальной, нежели коммерческой работы не на несколько месяцев, а на год-два-три, как минимум. Скорее его нужно рассматривать в контексте реализации права на отдых и обеспечения нормального социального самочувствия граждан, чем в контексте развития бизнеса и сбора налоговых доходов. Если это и предпринимательство, то социальное. И самозанятость экскурсоводов, гидов, владельцев маленьких гостиниц, организаторов локальных событий и маршрутов.

Пожалуй, в качестве классического бизнеса здесь стоит рассматривать только работу больших гостиничных комплексов и сетей, а также работу крупных “пакетных” туроператоров. Но как бизнес, находящийся в острой фазе кризиса на среднесрочную перспективу. Ведь этот бизнес закроется не только в случае, если гостиницы и турагентства опустеют, но и, если их поток сократится на 20-30 процентов (а это наверняка произойдет).

В этом смысле “кризисный” пакет, объявленный для пострадавших отраслей на апрель-май 2020 г. (снижение налогового бремени, отсрочки, кредитные каникулы) придется распространять, как минимум, до конца 2021-2022 года. Иначе с отрасли все равно “ничего не взять”. Тогда, глядишь, режим своего рода “внутреннего оффшора” привлечет в отрасль энтузиастов, креативную молодежь и предприимчивых людей, которые из сварят “кашу из топора” (по словам Дениса Визгалова).

Во-вторых, представляется просто необходимой реализация программы поддержки малых туристских проектов (для малого и среднего предпринимательства, импакт-инвестиций и социального проектирования), формирующих и собирающих региональный и межрегиональный турпоток. Поскольку региональные бюджеты вряд ли смогут это себе позволить, целесообразно субсидирование региональных туристских программ развития из федерального бюджета.

В-третьих, нужна кардинальная перестройка работы по продвижению и цифровизация туризма. Концентрация всех ресурсов для портала Russia Travel окончилась крахом. При затратах более 142 млн.руб. сайт малоизвестен и малопосещаем. Необходим конкурентный рынок цифровых маркет-плейсов с их конкурсной поддержкой, «вирусные» технологий передачи эмоциональной реакции, популярные передачи на ключевых телеканалах с целью продвижения в популярной форме (типа «Орел и решка»), развитие института бренд-амбассадоров регионов РФ как туристских дестинаций.

Наконец, необходима разработка экономичных вариантов обеспечения транспортной связности страны для туристов. В радикальной условиях снижения цены на нефть (и дизтопливо) и, одновременно, резкого снижения спроса на транспорт, загрузить самолеты и поезда можно только новыми “экономформатами”: «внутренний чартер» на популярные курорты России; специальная «оптовая» цена на железнодорожные билеты при раннем бронировании для организованных групп, сдерживание динамического ценообразования в принадлежащих государству авиакомпаниях группы «Аэрофлот»; «транспортный сертификат» для социальных категорий граждан.

Все это относительно дешевые для бюджета меры, однако уже они способны вывести туротрасль из “плюса в минус” за несколько лет и активировать ее творческий потенциал. Правда, реально заместить Турцию в массовом сегменте может, наверное, только турецкий метод поддержки - оплата из бюджета прямой субсидии за каждого привезенного туриста.

rus brend1

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
partners_1 Как не дать впасть в анабиоз отечественной туриндустрии
banner-cik-min Как не дать впасть в анабиоз отечественной туриндустрии
banner-rfsv-min Как не дать впасть в анабиоз отечественной туриндустрии
partners_5 Как не дать впасть в анабиоз отечественной туриндустрии
partners 6
partners_8 Как не дать впасть в анабиоз отечественной туриндустрии
insomar-logo Как не дать впасть в анабиоз отечественной туриндустрии
indexlc-logo-min Как не дать впасть в анабиоз отечественной туриндустрии
rapc-banner Как не дать впасть в анабиоз отечественной туриндустрии