«Мягкая сила» России и протесты в США
Проблема «мягкой силы» в международных отношениях и ее роль во внешней политике России представляется одной из самых актуальных проблем современной прикладной политологии. Недавние масштабные протесты в США в очередной раз продемонстрировали во многом неверный вектор оценки происходящих за океаном событий со стороны отечественных экспертов, что, в свою очередь, может быть негативно воспринято американцами, и вряд ли поможет делу грамотного проецирования российской «мягкой силы».
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев предлагает российским экспертам не злить потенциальных долгосрочных партнеров из числа испаноязычных американцев, продвигая ложный нарратив об отсутствии в США дискриминации по расовому признаку.
Реакция многих ЛОМов, экспертов и спикеров новостных программ на федеральном ТВ поневоле заставляет задуматься о перспективах наращивания объемов «мягкой силы» России и в целом ее восприятия за рубежом.
Советский Союз позиционировал себя в роли защитника «униженных и оскорбленных». США в последние десятилетия выступают в похожем амплуа защитника демократии и прав человека. Российские ЛОМы, описывая ситуацию в Соединенных Штатах, выступают в роли апологетов людей, чьим профессиональным долгом является вовремя бить палкой по голове тех самых «униженных и оскорбленных», когда те выходят за рамки дозволенного.
Дискурс, который создают российские лидеры мнений в ответ на события в США, адресован скорее внутренней аудитории. Однако он так или иначе выплескивается за пределы отечественного информационного поля. А Google, как известно, помнит все.
Исследования, проведенные в рамках проекта Nationscape в конце мая-начале июня, показали, что 96% американцев разделяют убеждение о наличии дискриминации в отношении афроамериканцев. Среди белого населения этот показатель составил 56%, среди латиноамериканцев – 69%, среди выходцев из Азии – 64%.
Теперь представим себе, что до этой аудитории был в той или иной мере доведен доминирующий в России дискурс относительно протестов в США. Сущность которого можно легко уложить в одну фразу, сказанную одним из героев фильма «Джанго освобожденный»: «Что этот н.гер себе позволяет»?!
Просчитаем возможную динамику общественного мнения и ответим на вопрос: «Как отреагирует большинство американских избирателей на очередное заявление о вмешательстве в выборы/интервенции/военных преступлениях со стороны России»?
И очень надеюсь, что кто-нибудь из экспертов напомнит коллегам о перспективах демографического развития в США. К 2050 году, как ожидается, большинство населения в Соединенных Штатах будут составлять испаноязычные. Гипотетически сотрудничество с латиноамериканской общиной могло бы много дать России. Раз уж проект «Трамп наш» почил в бозе, а американские консерваторы не демонстрируют желания примириться с Россией, не стоит злить потенциальных долгосрочных партеров.