Муром. Былины и думы
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире, традиционные летние туристические маршруты россиян претерпевают серьезные изменения. Но нет худа без добра, тем более что и в самой России расположены сотни уникальных мест для отдыха, туризма и экскурсий, на которые давно пора обратить внимание соотечественникам.
Директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов продолжает цикл провинциальных зарисовок экспедиции «Живое наследие: локальные культурные бренды России».
Флёр былинного города окутал Муром давно и покидать его не собирается. Казалось бы: третий город региона, производитель тепловозов и крупный ж/д узел должен иметь черты «сурового стиля» в жизни и атмосфере. Но нет, «железо» градообразующей экономики здесь растворяется в «мягкой силе» городских преданий. Ведь город Муром рожден в 862 году, чтобы «сказку сделать былью». И с тех пор невероятные истории здесь прочно вплетаются в «городскую ткань».
Илья Муромец был недвижим лет до 30 (страдал ДЦП?), а потом вдруг набрался богатырской силы и прыти. Деревенская целительница Феврония поставила князю Петру условием его излечения женитьбу на ней, и со второго захода добилась своего. А потом жили они долго и счастливо, и умерли в один день. И когда смерть разлучила их, княжеская чета объединилась неведомой силой в единой гробнице.
Подобные истории и сегодня в Муроме можно «встретить на улице». Вот директор местного турцентра коренная москвичка Мария Майстрова рассказывает, как приехала сюда восемь лет назад, сходила к Петру и Февронии, и в первый же вечер встретила здесь мужа, с которым осталась в Муроме жить. Ну, вот факт же, не открестишься, но звучит эпично и былинно... Горожане рассказывают об историях вновь обретенного в Муроме семейного счастья и богатырского здоровья, а люди деловые – о чудесном восстановлении в рекордные сроки святынь и достопримечательностей попечением Сергея Степашина и других деятелей нашей эпохи.
Реальность здесь часто выходит на грань или за грань воображения. Вот разноцветные лотосы – белые, жёлтые, красные в монастырском саду у гробницы Ильи Муромца: откуда они здесь? Кстати, сам Преображенский монастырь – самый древний в России. Не верите?
Вот калашный ряд и мастерские «Хлебной горницы», где вы можете сами вылепить муромские калачи как на гербе города (они совсем иные, чем в Коломне – воздушные, сладкие, сдобные – не хлеб, а пирожное). А верите преданию, что праздничный калач стоил треть от коровы и царь Пётр заказал таких 300 штук на свой день рождения? Осталось понять, были ли эти калачи размером меньше коровы – или, может, побольше чуть-чуть? Нынешние калачи уже не те – от 50 грамм до нескольких килограммов. А сладкий Агнец – монастырский кекс – в Муроме стандартный, размером с кролика.
А вот добрая дорога в Карачарове – родном селе муромского богатыря. Направо пойдёшь – будет его источник, прямо его дом, а налево – лучшие купальные места на Оке. Кстати, до лучших мест надо по-богатырски в брод пройти по пояс через речку Илистую, а на острове за ней лучший песочек. Купание в центре Мурома тоже имеет свои плюсы – при обилии церквей и монастырей на берегу, тут каждый час и целый день можно плавать под колокольный звон (ну, с перерывом на обед). Пляжные зоны потянулись почти через весь Муром, на быстрой Оке можно плыть-плавать по течению и причаливать каждый раз в новом месте. Как на своих двоих, так и на лодке-катере: речные трамвайчики здесь снуют по реке на второй линии.
Мэр Мурома Евгений Рычков и внешностью, и энергетикой тоже вышел в былинного богатыря. И планы вынашивает богатырские. Принимать людей в Муром на family building - самоизоляция показала, что дело нужное. А здесь такой сервис с тренингами и забавами организовать сам Бог велел. Самоизоляция ещё раз подтвердила. Можно и креативный кластер под это организовать – на Оке стоит масштабный комплекс закрытого завода «Красный луч» – если с собственниками город договорится, то тут развернутся есть где.
На центральной купеческой улице начинают разворачивать патио во дворах, ибо в каждом доме здесь арка. Ещё думают над созданием богатырской кухни. Пока её роль играют шашлыки да каши, и местный квас, словно вкус «из детства». Зато точкой сборки для окрестных мест Муром уже стал. Остановившись в Муроме, поток паломников и туристов отсюда выезжает в Дивеево, Касимов, Гороховец. Кстати, до родины ещё двух богатырей – Алеши Поповича и Добрыни Никитича отсюда вверх по Оке тоже рукой подать.
Но сначала нужно в Муром. В былине вы были?