Арктическая экосистема нуждается в объективном контроле
28 июля состоялось заседание Общественного совета при Минприроды России, где среди прочих вопросов обсуждалась ситуация с разливами нефти в Арктической зоне Российской Федерации. Советом принято решение рекомендовать включить в состав межведомственной Комиссии по недопущению дальнейшей деградации естественных экологических систем в Красноярском крае, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов ТЭЦ-3 ОАО «Норильско-Таймырской энергетической компании», ряд кандидатур из своего состава. Среди которых эксперты Центра ПРИСП Александр Закондырин и Александр Федоров.
Заместитель председателя Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин предлагает неотложные меры по совершенствованию российского экологического законодательства и контрольно-надзорных мероприятий в отношении потенциально опасных объектов в Арктической зоне.
Системно происходящие аварии на промышленных предприятиях, находящихся в Арктической зоне РФ, ярко демонстрируют необходимость принятия дополнительных мер по профилактике разливов нефти и нефтепродуктов с целью сохранения уникальной экосистемы Русской Арктики.
Причины происходящих аварий во многом связаны с техническим состоянием инфраструктуры, неправильной оценкой экологических рисков со стороны эксплуатирующих организаций и недостаточными мерами обеспечения экологической безопасности и контроля со стороны надзорных структур.
При этом необходимо объективно оценить происходящие климатические изменения, динамика которых в Арктике происходит более чем в два раза быстрее, чем в остальном мире. Окончание эпохи «вечной мерзлоты» заслуживает очень внимательного научного изучения и выработки системного плана по адаптации всей инфраструктуры и хозяйственной деятельности в Арктической зоне РФ.
С целью исключения повторения аналогичных аварийных ситуации в будущем необходимы меры по совершенствованию российского экологического законодательства. Нужно ускорить принятие законопроекта, направленного на предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов на суше, согласно которому все компании должны иметь план ликвидации нефтеразливов и финансовое обеспечение для ликвидации аварий. Речь идет о проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Аналогичные меры в настоящее время уже реализуются в отношении морских территорий.
Необходимо провести инвентаризацию объектов, находящихся в Арктике. Практика показывает, что многие компании не придерживаются предписаний контрольно-надзорных органов или не вовремя их выполняют. Это недопустимо, потому что объекты, построенные 30-40 лет назад, находятся в группе риска. Требуется провести комплексный гидрохимический и гидробиологический мониторинг всех территорий, на которых происходили нефтерозливы с целью объективной оценки экологического ущерба, с привлечением ведущих профильных специалистов и экспертов.
Ведущую роль в этой работе могли бы играть отраслевые научные площадки, такие как Всероссийский научно- исследовательский институт охраны окружающей среды (ВНИИ Экология) и Государственный океанографический институт (ГОИН).
Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть возможность поэтапного отказа от использования нефтяных топлив в Арктике в принципе. Данная мера могла реально снизить выбросы загрязняющих веществ и полностью исключить риски аварийных разливов нефтепродуктов. Экологическая и экономическая эффективность сжиженного природного газа (СПГ) для условий российской Арктики уже доказана и взята за основу экологической стратегии многих крупных хозяйствующих субъектов.
Принципиально важным для нас представляется организация всей этой работы в режиме максимальной открытости и прозрачности, обеспечения допуска независимых экспертов и представителей общественности к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий и проведению экспертиз потенциально опасных объектов, находящихся в Арктической зоне РФ. В соответствии с ФЗ-212 «Об основах общественного контроля в РФ» существует три формы контроля в виде «общественного мониторинга», «общественной проверки» и «общественной экспертизы». Все эти формы общественного контроля должны быть в полной мере реализованы и получены объективные и достоверные данные о реальном состоянии экосистемы Арктики.