Кадровая политика России: опыт "Молодой Гвардии"
Евгений Баришевский, врио руководителя администрации Звёздного городка, продолжает тему кадровой политики в России. затронутую, в частности, в статьях "Что может Кириенко и не могут партии"Что может Кириенко и не могут партии" и "Кадровая политика Кремля", в данном случае - на примере "Молодой Гвардии Единой России".
Евгений Баришевский был руководителем проекта молодежных трудовых отрядов «Единой России «Нам здесь жить» (с 2004 по 2008 год). В 2006 году стал победителем проекта «ПолитЗавод — 2006» по Московской области. C 2007 года по 2009 год – начальник Московского областного регионального штаба Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России». В 2009 году стал координатором проекта «Кадровый Резерв – профессиональная команда страны» по Московской области.
С 2011 по 2014 год – первый заместитель руководителя исполкома Московского областного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
С 2014 по март 2016 года – руководитель администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области.
Дважды избирался в состав Московской областной Думы. Работал в Комитете по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
В 2008 году, еще являясь начальником подмосковного штаба МГЕР, перешёл на должность первого замруководителя исполкома партии в Московской области – аналогичные назначения по инициативе центрального партийного руководства прошли во всех региональных отделениях «Единой России». Интеграция МГЕР в процесс принятия и реализации партийных решений, по мнению Баришевского, во многом обеспечила устойчивость МГЕР на фоне кризиса других пропрезидентских молодёжных движений, образовавшихся в 2000-х годах. Этот опыт важен для организаторов конкурса «Лидеры России», цель которого – формирование руководителей нового поколения, в том числе, в политической сфере.
«В риторике современной российской оппозиции зачастую встречается высказывание, согласно которому наше государство - в отличие от стран Западной Европы и США - находится в стагнации и не развивается. Эпоха Путина и стабильность стали уже историческими синонимами, однако в эту же эпоху произошло и происходит множество системных изменений как в экономике, так и в политике. И последствия этих изменений анализируются, принимаются коррекционные решения. Таково свойство государства, которое, если уже хронологически не в «эпохе перемен», но всё же находится в переходном периоде. Президент Путин регулярно призывает гражданское общество к выдвижению государственных инициатив, подчёркивая, что скрепление государства и общественных институтов – общая долгосрочная задача. Особенно важны точки соприкосновения государства и молодёжи, являющейся приоритетной целевой аудиторией для несистемной оппозиции.
Важно иметь представление о том, что из себя будет представлять новое поколения не только управленцев, но и общество в целом: будут ли идеи «Лидеров России» востребованы через годы, можно ли их будет скорректировать, либо потомки отвергнут их и предпочтут новую «шоковую терапию». Именно поэтому развитие конкурса должно быть сопряжено с повышением эффективности молодёжной политики, в частности, работы с протестными группами.
В этом аспекте целесообразно обратиться к опыту МГЕР: в отличие от многих соратников волны «нулевых» организация не исчезла с политической арены. Дело в том, что МГЕР изначально не позиционировала себя лишь как преграду «оранжевым революциям», значительное количество инициатив молодогвардейцев довольно успешно принимались широкими слоями молодёжи, особенно у той части, чьи семьи лишились достатка в предыдущее десятилетие. Подчеркну, что самим сторонникам МГЕР работа в органах власти также зачастую казалась сферой закрытой, куда попасть можно лишь «по блату», это представление особенно свойственно именно молодёжи, идеалы и представления которой начинают соприкасаться с реальностью. Градус скепсиса снижали успехи организации и осознание, что к нам, молодёжи, прислушиваются. Лично меня в МГЕР привели проекты «Нам здесь жить», «Трудовые отряды», конкурс «Политзавод» - их успешная реализация во многом определила решение о назначение региональных начальников штабов МГЕР первыми замруководителями исполнительных комитетов. Не обязательно возрождать именно эти проекты и конкурсы, важно осмыслить их опыт, как и опыт неудачных решений.
«Лидеры России» формируются через конкурсную модель, при этом администрация президента не создаёт за раз команду на десятилетие, что могло бы побудить считать «оставшихся за бортом», что во власть системными дорожками уже не попасть, а значит, идти нужно в оппозицию. Эта проблема возникла у проекта «Кадровый резерв», ведь формировать длинную лавку резервистов в условиях динамики современной политики крайне трудно. Конкурсная же модель оставляет простор для корректировки формата и актуализации самого института «Лидеров России» в будущем. Именно конкурсы идей, а не проекты с уже представленными задачами и алгоритмами, могут послужить повышению эффективности диалога с оппозицией, даже если инициатор конкурса – представители действующей власти. Что не менее важно – развитие института конкурсов и его популяризация может позитивно повлиять на качество проектов, которыми молодёжные организации различного толка расширяют свою социальную базу».