Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП
21.11.2020

Вопросы престолонаследия, или Сложно быть принцем в России

 

Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин размышляет о преемственности поколений российских элит.

В связи с недавними перестановками в правительстве пошли разговоры о каких-то принцах. В данном случае речь шла о двух дяденьках около сорока или даже чуть старше, которых, к некоторому удивлению собравшихся, представили к назначению на первые позиции в крупных компаниях. Взамен бывших начальников, подавшихся в федеральные министры. Встревоженные наблюдатели заговорили о том, что так, мол, и выглядит реальный транзит власти. И весьма эффективно начинать его с дальних подступов. С финансовых, то есть, потоков, на контроль за которыми умудрённые опытом отцы отряжают молодых, но уже поднаторевших в делах сыновей. И будет так во всей России до самого последнего райисполкома, ибо так, с одной стороны, сохраняется стабильность и преемственность, а с другой стороны, всякий сверчок знает свой шесток. Вообще-то до боли напоминает старый анекдот о том, может ли сын полковника стать генералом, но комментаторы почему-то не обратили на это внимание.

В принципе, если присмотреться, то на позициях, аналогичных тем, что могут занять два наших героя, обретается ныне ещё с десяток, наверное, отпрысков знатных РФ-фамилий. Но насколько это имеет отношение к транзиту именно политической власти? Постойте, мы ведь в книжках читали, как такое выглядит! Одного сына действительно отправляют на хозяйство. Кто-то непременно становится священником, чтобы народу голову дурить. Ну и, главное, - есть наследник. Ладно, у нас не монархия, а олигархия, и детей нынче в семьях немного. Тогда всё то же самое должно осуществляться в рамках некого элитного коллектива. Несколько десятков семей должны согласованным порядком воспитать необходимое количество отпрысков и далее делегировать их на все ключевые направления. Что же мы видим на деле?

Явный перекос в сторону крупного государственного бизнеса и недостаток присутствия в собственно политической сфере. О науках и искусствах вовсе не говорю: как в этих областях не просто тёплые места занимать, но как воздействовать через них хотя бы на своё общество, для начала, у нас в принципе не понимают, не по уму такое пока "элитам".

Обратимся к политике. Уважаемые читатели могут мне здесь возразить и привести в качестве контраргумента три фамилии. Те, что сразу на ум приходят. Что тут сказать? Губернаторские и министерские должности в РФ почему-то политическими не считаются. Во всяком случае, именно эта составляющая тщательно вымарывается из них многие последние годы. За кадром, конечно, и региональные, и правительственные начальники вписаны в какие-то системы отношений, но, насколько решаемые задачи можно отнести к политическим, вопрос спорный.

Что до последнего представителя молодой элитной поросли, который уж точно прописан по политическому ведомству, то вес институций, в работе которых он принимает деятельное участие, не кажется постоянной величиной и может значительно снизиться в ходе непрерывных реформ. Да и сам он, честно говоря, не очень соответствует традиционному образу политического лидера. Вот такой примерно картина предстаёт для "принцев" на данный момент.

Между тем, поколение звёздных отцов вплотную приблизилось к рубежу восьмого десятка жизненного пути. Казалось бы, пора отходить от дел праведных, передавая наследникам бразды правления. Тем более что кровное родство служит здесь определённой гарантией сохранения элитного статуса. А самим можно наслаждаться покоем и заслуженным успехом. Для этого необходимо поэтапно подводить отпрысков к властным рычагам, причём начинать надо было уже годы назад. И, кстати, возражая поборникам социальной справедливости, скажу, что для страны такой сценарий был бы безусловным благом. Если бы потомственный и несменяемый высший класс, который не надо путать с выборными политическими должностями, возник на любом из предыдущих исторических поворотов последнего столетия, Россия сегодня находилась бы в качественно иной ситуации. Но ничего такого мы не видим. Отцы упорно сидят на своих местах, словно понимая, что занимаемые позиции предоставлены только и исключительно им самим. Подобно ярлыкам, которые раздавала здесь некогда самая известная в русской истории колониальная администрация. Помнится, это тоже порождало весьма своеобразную систему наследования власти, ныне характерную лишь для нескольких экзотических режимов, которую Московскому государству пришлось долго и мучительно преодолевать. В такой ситуации лишь нахождение отцов во власти выступает подпоркой и даже защитой для детей. А неведомая сила препятствует самому, казалось бы, естественному ходу событий. То есть картина ровно обратная: старшее поколение не скипетр с державой готовится наследникам передать, а даёт им возможность на тёплых местах посидеть, пока ещё можно это сравнительно легко обеспечить.

Кроме того, не следует полагать, что предшественники нынешней управляющей РФ генерации понимали сложившееся положение хуже. Не были предки наши в этом вопросе менее сообразительными, честное слово. А то, получится, вылезли спустя десятилетия из пробирки ленинградские гении, да научили всех жить. Конечно, есть любители рассказать о невиданной скромности советских вождей, носивших одно пальто на всех. Не буду тут вступать в дискуссию: коли охота людям верить в Деда Мороза, так, то их дело. Но полагаю неоспоримым то, что в вопросах захвата и удержания власти толк старые революционеры знали. И что же мы видим? Первые поколения истребляли друг друга, потом просто с должностей снимали. Что осталось-то нам от советской эпохи в плане преемственности поколений? Внук Молотова в Думе да тошнотворные деятели культуры. Ещё внук Брежнева одно время клоуном по политической части служил. Маловато будет для целого исторического периода. Да и отговорки, что они и так, мол, живут неплохо, тоже не очень убеждают. К власти ведь не для этого стремятся. Единственный советский вельможа сумел на первые позиции пролезть, да свои же и съели. Хотя из классовой солидарности надо было, наоборот, всячески поддерживать. Я Гайдара в виду имею, если что.

Можно тут ещё привести аргумент, что это партия своей коллективной мудростью мешала отдельным личностям слишком уж себя выпячивать. Да только получается, что, пока личности эти были на должностях, все им осанну и пели. А как должности свои оставляли, то и исчезали бесследно. Хорошо ещё, если без плевков в спину. Не единожды сюжет такой повторялся. Так что можно и иначе сказать: партия и была такой специально поставленной заглушкой против нового появления в России собственного правящего класса. И сделал заглушку эту кто-то очень умный и дальновидный. Схожие процессы мы, кстати, наблюдаем и в сфере "частного" бизнеса. Справедливости ради, следует отметить, что и в мире в целом наследование значительных состояний - штука весьма сложная. Ничтожная доля крупных капиталов имеет шанс дожить до третьего поколения. Не зря циничные британцы утверждают, что ровно такое расстояние отделяет деревянные башмаки от деревянных башмаков. Пока ещё "предприниматели" первого ряда в основном живы, лишь некоторые побывали под судом. Однако и уже имеющиеся сюжеты оптимизма не навевают. Думаю, что очень многие из нынешних олигархов испытают значительные и, часто, неожиданные трудности даже при передаче капиталов в первом поколении.

Так что ситуация для "принцев" выглядит весьма сложной. Хотя, повторюсь, появление такой прослойки на полном серьёзе, а не в фантазиях оналитегов, стало бы для страны серьёзным благом. Поневоле проникнешься к отцам определённым сочувствием.

 shahmaty1

 
Партнеры
politgen-min-6 Вопросы престолонаследия, или Сложно быть принцем в России
banner-cik-min Вопросы престолонаследия, или Сложно быть принцем в России
banner-rfsv-min Вопросы престолонаследия, или Сложно быть принцем в России
expert-min-2 Вопросы престолонаследия, или Сложно быть принцем в России
partners 6
eac_NW-min Вопросы престолонаследия, или Сложно быть принцем в России
insomar-min-3 Вопросы престолонаследия, или Сложно быть принцем в России
indexlc-logo-min Вопросы престолонаследия, или Сложно быть принцем в России
rapc-banner Вопросы престолонаследия, или Сложно быть принцем в России