Политолог, руководитель аппарата московского городского отделения "Партии Роста", эксперт Центра ПРИСП
30.05.2018

Нужен ли “правый” кандидат на выборах мэра Москвы?

 

Максим Бычков продолжает "правых" и демократов в политике и анализирует, есть ли в обществе запрос на "правых" кандидатов" в преддверии выборов мэра Москвы. 

В сентябре Москвичи будут выбирать своего Мэра. Список потенциальных кандидатов уже сейчас примерно понятен.

Однако, для того, чтобы получить “лицензию” на участие в кампании, необходимо пройти муниципальный фильтр. Не буду останавливаться на вопросе целесообразности этой процедуры, против которой уже высказались довольно многие, но на данный момент это правило действует, и его необходимо соблюдать.

“Монополия” на муниципальный фильтр есть только у ЕР, поэтому, остальным кандидатам, так или иначе, придётся договариваться. Сейчас основная “интрига” - сколько будет таких кандидатов. 

По итогам опроса Левада-центр рейтинг Собянина из тех, кто готов проголосовать в сентябре, составляет 34 %, а у оппозиционных политиков, заявивших о своем желании участвовать в выборах, он в районе 1%, поэтому, можно считать, что есть потенциал для роста, при условии проведения яркой и динамичной избирательной кампании.

Есть ли спрос на других кандидатов?
Прошлые муниципальные выборы показали хорошую протестную активность. Если вы помните, то в ряде районов Москвы, муниципалитеты оказались полностью под контролем оппозиционных сил, которые, в своем большинстве, выдвигались от Яблока или были самовыдвиженцами, используя платформу Каца-Гудкова.  Однако, президентская кампания показала, что даже в “оппозиционных” районах, большинство всё равно проголосовало за Путина.

Разница в этих кампаниях, безусловно, существенна, как с точки зрения явки, так и с точки зрения, кандидатов, технологий, рейтинга и повестки. Тем не менее, остаётся открытым вопрос - сможет ли локальная альтернативная московская повестка стать реальным конкурентом действующему Мэру, и добавить интереса москвичей к осенним выборам?

Партия Роста

Рассмотрим это на примере одного из возможных участников осенней кампании - Партии Роста.

Самая успешная избирательная кампания у партии была как раз на муниципальных выборах в Москве в сентябре 2017 года, когда кандидаты (а их было 126 человек + 5 самовыдвиженцев) шли к избирателям с повседневной повесткой, используя единый тезис кампании “Спроси Москвичей”. Кандидаты, в время агитации собирали наказы избирателей для последующей их обработки. Основная часть кандидатов - это активные граждане: предприниматели, общественники, собственники бизнеса, самозанятые, люди творческий профессий. Среди них не было профессиональных политиков, каждый из них шел с локально повесткой, которая интересует москвичей. По итогам голосования в Москве при явке в районе 15% мандаты получили 5 депутатов (2 депутата район Аэропорт, 2 в Академическом и 1 в Бутырском).

У кандидата от Партии Роста, как и любого другого кандидата - есть свой электорат: активные люди, предприниматели, есть готовая структура из 11 местных отделений, в каждом административном округе, способная собрать подписи и обеспечить распространение агитации, проведение “полевой” работы. Более того, партийный актив взаимодействует с населением в рамках повышения правовой грамотности в сфере ЖКХ, финансовой грамотности.
Многие сторонники партии ранее голосовали на выборах за Михаила Прохорова и Бориса Титова, и считают их, альтернативными, “правыми” кандидатами. В большей части, даже единственными представителями предпринимателей.

Каждый кандидат заинтересован в мобилизации своих сторонников на избирательные участки и обеспечении наблюдателей. Это, безусловно, повысит явку, и не позволит повторить сценарий муниципальной кампании, когда о выборах почти никто и не знал, кроме самих кандидатов.

Выборы мэра 2018

Но, основной вопрос в другом: нужна ли высокая явка мэрии? Теоретически, может быть реализован сценарий муниципальных выборов, когда рейтинг основного кандидата несоизмерим с позициями остальных, и всё пройдёт тихо и спокойно. С учетом летнего сезона - это сценарий представляется довольно реальным.

С другой стороны, избирательная кампания Мэра Москвы не может пройти настолько незаметной. Поэтому, готовятся наблюдатели от общественной палаты Москвы, готовятся избирательные участки за пределами города, увеличивается число доверенных лиц кандидата, уменьшение числа подписей, необходимых для регистрации, продлевается работа избирательных участков.

Всё это позволит повысить явку, однако, она будет далека от той, которая была на президентской кампании. И часть жителей Москвы может просто не прийти на избирательные участки, просто потому, что там не будет их кандидата. Напомню, что на прошлых выборах, явка составляла 32,03%, и за действующего Мэра проголосовало 51,37%.

Если мэрия планирует провести полноценную, интересную кампанию, которая будет учитывать мнение большинства москвичей - то ей необходимо допустить на выборы альтернативных кандидатов, со своим электоратом.

В свою очередь, кандидат от “правых” обязан использовать понятную “и “человеческую” повестку (ЖКХ, благоустройство, транспортные проблемы и т.д.), а не только концентрироваться на проблемах бизнеса.

Rost Titov

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Нужен ли “правый” кандидат на выборах мэра Москвы?
banner-cik-min Нужен ли “правый” кандидат на выборах мэра Москвы?
banner-rfsv-min Нужен ли “правый” кандидат на выборах мэра Москвы?
expert-min-2 Нужен ли “правый” кандидат на выборах мэра Москвы?
partners 6
eac_NW-min Нужен ли “правый” кандидат на выборах мэра Москвы?
insomar-min-3 Нужен ли “правый” кандидат на выборах мэра Москвы?
indexlc-logo-min Нужен ли “правый” кандидат на выборах мэра Москвы?
rapc-banner Нужен ли “правый” кандидат на выборах мэра Москвы?