Зачем губернаторам проект #ЧТОНЕТАК?
«Майский указ»-2018 ставит перед региональными властями новые цели. Опыт исполнения прошлых «майских указов» учтен, и в этот раз президент намерен работать в жестком режиме ответственности за конкретный результат. Внимание к человеку и его проблемам определено президентом главным вектором нового курса, поэтому оцениваться работа губернаторов будет в первую очередь через призму социальных задач.
За последние полтора года в стране произошла самая масштабная смена глав регионов. Центр делает ставку на молодых управленцев, главной задачей которых является обеспечение экономического роста, социального благополучия и организация диалога между федеральными и региональными группами влияния. Многие из назначенцев оказались в новых для себя регионах и пока плохо знают местную специфику и механизмы регионального управления, что затрудняет их положение, но не снимает ответственности. Поставленные задачи нужно будет выполнять, несмотря на «осложнения» в виде высокой долговой нагрузки большинства регионов и сохраняющейся финансовой зависимости от федерального центра, оставляющих мало пространства для маневра.
Кроме того, уже этой осенью губернаторов ждет испытание выборами, которые пройдут во многих регионах. Получается, что кредит доверия «новобранцам» выдан на короткий срок, и результатов нужно добиться максимально быстро. В свою очередь, усилия и достижения новых губернаторов становятся вызовом для «старых» игроков.
Для губернаторов настало время инициативы, время взвешенных и, возможно, нестандартных решений и жесткого контроля за их исполнением, а значит – поиска оптимальной системы управления.
Выходом для региональных властей сегодня может стать качественно иное взаимодействие с гражданским обществом, то есть создание механизмов привлечения отдельных граждан и широкой общественности к выработке социально-экономической политики на всех уровнях, к принятию решений и контролю за их исполнением. Общественное участие - - это не только способ сделать «продуктивный конфликт» источником эффективных решений, это возможность добиться доверия и разделить ответственность за результат.
В 2017 году Общественная палата РФ обратилась к регионам с инициативой проведения проекта «#ЧТОНЕТАК». Главная цель проекта – создать механизм оперативной коммуникации между властью и гражданами, сформировать дискуссионные площадки, где представители разных точек зрения могли бы приходить к компромиссным решениям.
В рамках первого этапа проекта на площадках региональных общественных палат проводится открытый круглый стол с участием представителей органов власти (в т.ч. главы региона) и широкого круга лидеров НКО, активистов, экспертов, журналистов.
Команда проекта заранее выезжает в регион для проведения масштабного исследования. Выявляются лидеры мнений, проводятся встречи с экспертами, гражданскими активистами, лидерами НКО, представителями СМИ. В рамках проекта проходят фокус-группы и уличные опросы населения.
Анализ общественно-политической и экономической ситуации в регионе позволяет сформулировать общественный запрос и выработать повестку круглого стола по самым чувствительным вопросам.
По сути, проект дает возможность губернатору лично познакомиться с лидерами мнений, общественниками, активистами и получить актуальную и содержательную «выжимку» проблематики региона из первых рук, а это - огромный плюс. Ведь значительная часть информации, которая доходит до руководителя через несколько ступеней бюрократической лестницы, искажается. И чем выше стоит руководитель, тем меньше вокруг него процент реальной информации, тем сложнее принимать адекватные решения.
Модератором мероприятий выступает, как правило, секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев, координатор проекта - директор по развитию Центра ПРИСП, 1-й заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Вадим Жарко. Несмотря на то, что предметом обсуждения становятся наиболее острые проблемы региона, сам круглый стол удается проводить в весьма конструктивном русле. Зачастую уже на круглом столе появляются предметные предложения по решению проблем. Кроме того, освещаются яркие практики и инициативы общественников. Они узнают друг о друге и формируют горизонтальные связи с коллегами по цеху.
Проект «#ЧТОНЕТАК» охватил уже 13 регионов. К настоящему времени он побывал в Рязани, Великом Новгороде, Ярославле, Петрозаводске, Ульяновске, Астрахани, Кирове, Нижнем Новгороде, Барнауле, Владимире, Иваново, Липецке и вышел на муниципальный уровень в Тутаеве (Ярославская область) и Балашихе (Подмосковье).
Второй этап проекта - создание клубов - постоянных дискуссионных площадок под эгидой региональных общественных палат. Клубы – это место поиска решений. Дискуссионный клуб «Коловрат», созданный в Рязани, к настоящему времени провел уже 8 встреч с участием представителей власти и бизнеса, гражданских активистов, экспертов и журналистов. На встречах рассматривались вопросы развития микрорайона Солотча, улучшения экологической ситуации в Рязанской области, сохранения объектов историко-культурного наследия, развития региональной системы здравоохранения, защиты детей от современных угроз, поддержки малого и среднего бизнеса, развития туристической привлекательности территорий региона.
Положительные результаты этих встреч уже видны:
- в настоящее время власти Рязани в сотрудничестве с частным инвестором завершают реконструкцию детского оздоровительного лагеря «Сказка» (микрорайон Солотча). Работы проводились с использованием механизма государственно-частного партнерства. Реконструированный спальный корпус на 200 кв. м примет более 30 детей в июне 2018 года;
- в декабре 2017 года депутаты Рязанской городской Думы утвердили новую редакцию Правил землепользования микрорайона Солотча города Рязани. Она предусматривает установление ограничения на строительство и исключает возможность возведения многоэтажных зданий и апартаментов на территориях детских лагерей и санаториев;
- в марте-апреле 2018 года на территории Рязанской области созданы две особо охраняемые природные территории регионального значения – государственный природный заказник «Солотчинский парк» (10 922 гектара) и памятник природы «Норинский лес» (215 гектаров), а также расширена территория памятника природы «Сынтульское озеро-пруд»;
- в декабре 2017 года депутатами Рязанской областной Думы принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани площадью 680 499 135 квадратных метров;
- в апреле 2018 года подписано соглашение о взаимодействии между министерством природопользования Рязанской области и Рязанским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, предусматривающее вовлечении трех стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в единую систему государственного экологического мониторинга. Это позволит сделать информацию о состоянии загрязнения атмосферного воздуха в городе Рязани более открытой и доступной;
- в январе 2018 года командой молодых рязанских архитекторов и дизайнеров разработана и презентована концепция благоустройства центральной части города Рязани – площади Ленина, улиц Краснорядской и Кольцова. Реализация проекта запланирована на 2018 год.
Не во всех регионах проект продолжился открытием клубов: не хватает инициативы, настойчивости, взаимной заинтересованности и доверия. Не хватает полномочий общественных палат. Их влияние в регионах пока не так велико, как хотелось бы. Однако вполне конкретные результаты рязанского клуба – очевидный показатель взаимной выгоды в результате сотрудничества власти и гражданского общества.