Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП
19.06.2021

Электросамокаты как «фишка» избирательной кампании

 

17 июня официальный представитель МВД России Ирина Волк заявила, что ДТП с участием электросамокатов и других «средств индивидуальной мобильности» с января выросло на 195% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одновременно стало известно, что депутаты гордумы Екатеринбурга предложили создать на тротуарах города «выделенку» для электросамокатов. Власти Самарской области договорились с прокатчиками об ограничении скорости электросамокатов. А нижегородский губернатор Глеб Никитин сообщил о разработке дополнительных ограничений на использование электросамокатов в регионе. Рост актуальности «самокатного вопроса» накануне старта избирательной кампании закономерно способствует его политизации.

«Самокатная тема» дает возможность как провластным, так и оппозиционным кандидатам выделиться из «серой массы» и завоевать доверие ядерного электората, считает первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич.

За последние недели эта тема стала одной из узловых. К ее рассмотрению подключился Следственный комитет России. На момент, предшествовавший вмешательству Следкома, я «пророчил», что те политики, которые смогут грамотно использовать эту тему в избирательной кампании, приобретут своеобразную «фишку». У многих политиков и партий программы похожи «до степени смешения». А решение этой проблемы позволяет кандидатам выделиться из общей массы.

Например, в Санкт-Петербурге депутат городского заксобрания Алексей Цивилев попытался навести порядок в этой сфере. Есть партии, скажем так, либерального толка, которые придерживаются другой позиции. Их представители считают, что нужно защищать права малого бизнеса в лице продавцов электросамокатов, и приобретающих их условных «хипстеров». Но они боятся заострить эту тему, на мой взгляд.

Я вижу, что инициатива в этом плане перешла к «Единой России». В Петербурге Цивилев входит в число заметных спикеров этой партии. Он последовательно боролся, защищая права пешеходов, в особенности – мамочек с колясками, для которых электросамокаты представляли угрозу. Цивилев делает акцент на этом в своей программе и наверняка будет активно использовать «самокатную» тему в ходе избирательной кампании.

Потенциально, этот сюжет могли бы красиво отыграть «Новые люди». Но для этого потребуется провести яркие акции. Партия могла бы защитить и бизнес, и пользователей самокатов. Странно, что молчит Партия Роста, «Яблоко» и т.д.

Мне кажется, некоторые политики стесняются быть острыми, стесняются быть жесткими. В результате у них не получается быть яркими. Любое конкретное заявление поляризует ситуацию. Если политик выступает с заявлением в духе «Я за продавцов услуг самокатов, я за их пользователей», то он противопоставляет себя мамочкам и пешеходам. Кандидаты боятся утратить поддержку какой-либо группы. Хотя, на мой взгляд, лучше заручиться поддержкой лояльной аудитории, пусть она и составляет 5-8%. Это твоя аудитория, ты последовательно с ней работаешь, и ее представители почти гарантировано голосуют за тебя. Это дает лучший результат, чем попытки понравиться всем.

Молодежь не очень довольна тем, что у нее «отбирают» самокаты. И хорошо! Воспользуйтесь этим! «Сыграйте» в молодежь, «сыграйте» с молодежью. Патернализм – это фишка «Единой России», и она будет отработана партией власти.

Но у нас, увы, наступило время «выхолощенных» избирательных кампаний. Я вижу как в Петербурге, так и в ряде иных мегаполисов две серьезные сюжетные линии. Это, во-первых, коронавирус и проблемы с вакцинацией, и, во-вторых, самокаты. Они дают партиям хороший шанс проявить себя. Про их активность по «самокатной» теме я уже рассказал.

Что касается коронавируса, никто не хочет выступать за локдаун, но при этом не понимает, как остановить волну эпидемии. Все понимают, что нужна вакцинация, но никто не готов «топить» за жесткие меры. Например, выступать за «вакцинную сегрегацию»: не привился – лишаешься прав на бонусы, «плюшек» и т.д. Этого боятся и власти, и кандидаты, опасаясь негативной реакции на непопулярные меры.

Из этого можно сделать вывод: темы, формирующие повестку, сами идут в руки политикам, от них требуется только встроиться в происходящее и предложить адекватное видение проблемы. Но кандидаты боятся и предпочитают отмалчиваться, либо делать заявления по принципу «и нашим, и вашим». На мой взгляд, это бесперспективно.

 

samokaty

 
Партнеры
politgen-min-6 Электросамокаты как «фишка» избирательной кампании
banner-cik-min Электросамокаты как «фишка» избирательной кампании
banner-rfsv-min Электросамокаты как «фишка» избирательной кампании
expert-min-2 Электросамокаты как «фишка» избирательной кампании
partners 6
eac_NW-min Электросамокаты как «фишка» избирательной кампании
insomar-min-3 Электросамокаты как «фишка» избирательной кампании
indexlc-logo-min Электросамокаты как «фишка» избирательной кампании
rapc-banner Электросамокаты как «фишка» избирательной кампании