Политолог, эксперт центра ПРИСП
08.08.2018

Сможет ли "красный" Воробьев оказаться удачливее "Красного воробья"?

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Арсений Беленький рассуждает о предвыборной кампании в Подмосковье и делает неутешительные выводы для штаба Андрея Воробьева.

В России полным ходом идут избирательные кампании. 9 сентября пройдут выборы многочисленных глав регионов, депутатов законодательных собраний и т.д. Так, в Московской области выберут губернатора, и в рамках избирательной кампании кандидат от власти Андрей Воробьев разместил по всей области плакаты в красно-белых цветах, как заправский выдвиженец КПРФ.

Это вроде бы незначительное, но знаковое событие. Наверное, Андрей Воробьев и его окружение хотели дистанцироваться от партии «Единая России», так как у губернатора рейтинг выше партии, а возможно, кандидат не хотел ассоциироваться на время избирательной кампании с непопулярными мерами правительства и хотел привлечь внимание более широкого электората, полагая, что избиратели и бюджетники и так проголосуют за него. Вероятно, это бы сработало, если бы избиратели интересовались политикой, или у кандидата были бы яркие решения наболевших вопросов, и он вел бы по-настоящему активную и конкурентную кампанию. Но, скорее всего, все случится ровно наоборот. Давайте разберем подробнее, почему?

По последним данным ФОМ на конец июля 2018 г., после падения рейтингов «Единой России» треть граждан страны поддерживает партию власти, еще треть – остальные парламентские и непарламентские партии, а оставшаяся часть на выборы не ходит, в том числе потому, что выбирать не из кого. В итоге традиционно на выборах без интриги партия власти или ее кандидаты набирают 50% голосов от числа пришедших. И то, что Воробьев погнался за теми избирателями, которые за «Единую Россию» не голосуют, на мой взгляд, ошибка. Сегодня обычный человек редко вчитывается в программы кандидатов, он даже редко разбирается в их высказываниях и обещаниях – общая политическая апатия сказывается как на явке, так и на поверхностном выборе избирателей. В результате такие важнейшие маркеры, которые идентифицируют действующего губернатора Подмосковья как кандидата от власти (что он согласован, что он системный, что ему доверяет власть и Президент), становятся одними из важнейших. Когда вы выбираете что-то, в чем не очень разбираетесь и не хотите разбираться, для вас становятся важными простые поверхностные характеристики; и это логично и оправданно. Если вы женщина или девушка, которая не хочет и не будет изучать технические характеристики машины, но перед вами стоит выбор (какую брать) – вы выберете красную. По той же аналогии, если вы не хотите и не будете разбираться в политике и кандидатах, но желаете проголосовать за кандидата от власти, за стабильность и преемственность, – вы выберете кандидата на синем фоне с триколором. Это сложившийся за последние десятилетия цветовой политический язык.

В своей агитации действующий губернатор решил отойти от традиционного для власти синего цвета с элементами российского триколора. «Чего тут такого», - спросите вы, - «ну, использовал человек другие цвета – имеет право».

Но я предположу, что оригинальный пиар-ход, смысл которого сводится к дистанцированию от массы кандидатов «Единой России» (путем отказа от традиционной для власти цветовой гаммы) - стратегическая ошибка. Убрав визуальные маркеры партийной принадлежности, можно лишиться гарантированной поддержки сторонников «Единой России»; а вот для того, чтобы привлечь оппозиционно настроенных избирателей или вызвать интерес к выборам пассивной части электората, – этого дерзкого "дизайнерского" решения недостаточно.

Если на выборах с низкой явкой ошибка в позиционировании, может быть, не сильно скажется на результате, – то социология покажет, что уровень доверия, узнаваемости и поддержки у Воробьева снизится, а запросы подтвердят рост количества неопределившихся избирателей. Это как раз голоса традиционно пассивных, но лояльных власти жителей. Для них красные плакаты кандидата – это слишком сложно, и совсем непонятно, почему кандидат от власти теперь коммунист? Сегодня люди настолько далеки от политики, что они даже не станут разбираться в чем дело и даже в интернете не спросят.

В подтверждение вышесказанному можно привести количество запросов в «Яндексе» за июль 2018 г.:
«Красный воробей» (фильм) – 600 000 запросов;
Алексей Воробьев (музыкант) - 160 000;
Андрей Воробьев (губернатор) – 25 000.

Если говорить о том, как повлияет нестандартный ход кандидата от власти на результаты выборов, можно предположить, что это приведет к снижению явки и процента голосов за Андрея Воробьева в спокойных районах Московской области. И ничего не изменит в тех районах, где много проблем, а эксперты и так ожидают небольшой процент для кандидата от власти. В будущем же данный шаг приведет к некоторому снижению рейтинга «Единой России» в МО и росту числа неопределившихся избирателей, которых только запутает избирательная кампания 2018 г. Синий цвет и триколор – это не про «Единую Россию», это цвета российской власти. Это знак, по которому лояльные власти, но пассивные избиратели определяют: кандидат с тобой одной крови или нет?

 

vorobjov red

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры