Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП 
23.11.2021

Коллеги – соперники: история представительного органа

 

Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов - о том, как менялась система избрания Тульской городской Думы с 1997 года до нашего времени.

В этот день – 23 ноября, только 1997 года, в Туле появился новый представительный орган местного самоуправления – Тульская городская Дума.

Совет народных депутатов Тулы, сформированный еще в советское время, завершил свою работу в конце 1993 года, а вот появление новой городской Думы в новой России растянулось на годы.

Отличительной особенностью всех созывов Тульской городской Думы было то, что каждый новый созыв избирался по новой системе, повторение было только один раз – в 2001 году, когда Дума второго созыва избиралась по той же системе, что и первая. У всех же остальных созывов система выборов менялась кардинально.

Первая городская Дума избралась в 1997 году и состояла из 25 депутатов-одномандатников. Округа были довольно значительные по численности избирателей – около 20 000 жителей на депутата. В основном депутаты были новичками в политике, опыта работа с избирателями приходилось набираться, что называется, «на ходу» и поэтому в Думу второго созыва в 2001 году смогли переизбраться только 8 депутатов из 25. Эти выборы – 2001 года - были единственными, когда не менялась численность депутатов в Думе и система их избрания. Во втором созыве остались 25 одномандатных округов и столько же депутатов.

Новые депутаты во втором созыве учли опыт прошедшей избирательной кампании, осознали необходимость активной работы в округах и начали реализацию депутатских программ благоустройства – этого «бронебойного» средства агитации депутатов.

В результате в округах были решены многие проблемы избирателей, созданы группы сторонников, вырос личный рейтинг депутатов и к выборам в Думу третьего созыва в 2005 году, когда число мандатов увеличилось с 25 до 35, действующие депутаты подошли в отличной «электоральной форме».

В итоге на выборах 2005 года переизбраться сумели все депутаты второго созыва, пошедшие на перевыборы – 19 из 25, причем все с результатами более 50% голосов избирателей. Этому очень способствовали «депутатские программы» благоустройства округов, которые реализовывали депутаты в своих территориях.

Однако логика политических изменений привела к тому, что к выборам в четвертый созыв в 2010 году, из полностью «одномандатной» Думы решено было сделать полностью «списочную». В результате 35 одномандатников из добрых соседей по округам, в одночасье превратились в соперников «списочников», поскольку на выборах им пришлось конкурировать не только с другими партийными кандидатами и новыми претендентами на мандаты, но и внутри «своей» партии со своими «соседями» тоже. Преимущество получили те депутаты, которые не замыкались в работе только на «своих» округах, а работали, что называется по «смежным» территориям.

В результате такой «перестройки» системы только 12 депутатов из 35 смогли переизбраться из третьего в четвертый созыв. После этой кампании многие политики поняли важность работы не только в своих округах, но и с избирателями «соседних» территорий тоже. Как вести эту работу, описано в моей книге «Электоральная машина действующего депутата» в разделе «Защита позиций. Расширение ареала».

Однако полностью пропорциональная система выборов в городской парламент скоро перестала устраивать тогдашний внутриполитический блок, и после самороспуска четвертой Думы в 2014 году, решено было в очередной раз поменять систему выборов депутатов – их осталось 35, но теперь на территории Тулы было сформировано семь пятимандатных округов. Эти округа были гигантским по своим размерам, но избиратели получили неожиданное преимущество – вместо привычного одного депутата у каждого туляка появилось по целых пять народных избранников, конкурирующих между собой за внимание избирателей.

Отсутствие традиционных округов в период работы Думы четвертого созыва и четкой связи «избиратель-депутат» сыграло плохую шутку с действующими депутатами. Потеря «навыков» работы с избирателями привела к тому, что только 9 из 35 депутатов 4-го созыва смогли перестроить свою работу так, чтобы избраться в пятимандатном округе в 2014 году.

Для эффективной работы депутатов в пятимандатных округах нужна была особая стратегия, ведь логика политического процесса говорила с одной стороны, о том, что коллеги по пятимандатному округу на следующих выборах могут стать соперниками, причем очень серьезными – ведь весь созыв они работали на этой же самой территории. С другой стороны, та же логика подсказывала, что к 2019 году система выборов должна снова измениться. (Как организовать подобную работу подробно описано в книге «Электоральная машина действующего депутата»).

Так и произошло – к очередным выборам пятимандатные округа были ликвидированы, а вместо них введена разумная и довольно справедливая система избрания – смешанная – при которой были и одномандатные округа, и голосование по партийным спискам. Теперь избираться приходилось 20 одномандатникам в 20 новых округах и 15 депутатам по «партийным» спискам.

Преимущество на выборах 2019 года получили те депутаты из пятимандатных округов 5-го созыва, которые активно работали не только в своих округах, но и в целом в соответствующем районе Туле.

По новой системе сумели переизбраться только 11 из 35 депутатов, поскольку работа на больших территориях требует и больших ресурсов, и особой стратегии повседневной работы.

Анализ изменений системы формирования Тульской городской Думы и самих избирательных кампаний позволяет сделать несколько важных выводов.

Во-первых, преимущество на перевыборах получают те депутаты, которые смогли организовать эффективное взаимодействие с избирателями и не замыкаются в округах или территориях, а работают на «смежных» территориях.

Во-вторых, очень вероятно, что к следующим выборам будет снова изменена система выборов, а значит, действующим депутатам нужно заранее организовывать свою работу так, чтобы предстоящие изменения не смогли помешать их переизбранию в новый созыв городской Думы.

В-третьих, до очередных выборов остается уже менее 3 лет, а поэтому для эффективного решения указанных проблем, действующим депутатам и другим претендентам на депутатские мандаты нужно создавать свои собственные «электоральные машины» и побеждать на очередных выборах.

Изменения системы формирования Тульской городской Думы (1997- по н.в.)

Созыв Срок полномочий Число депутатов Система избрания

Преемственность

(Число переизбранных депутатов

предыдущего созыва)

1 созыв 4 года 25 Мажоритарная, -
      25 одномандатных округов  
2 созыв 4 года 25 Мажоритарная, 8 из 25 (32%)
      25 одномандатных округов  
3 созыв 4 года 35 Мажоритарная, 19 из 25 (76%)
      35 одномандатных округов  
4 созыв 5 лет* 35 Пропорциональная, 12 из 35 (34%)
      35 «списочных» мандатов  
5 созыв 5 лет 35 Мажоритарная, 9 из 35 (25%)
      7 пятимандатных округов  
6 созыв 5 лет 35

Смешанная,

20 одномандатных округов и

15 «списочных» мандатов

11 из 35 (31%)

 

 

 sociologia

 
Партнеры
politgen-min-6 Коллеги – соперники: история представительного органа
banner-cik-min Коллеги – соперники: история представительного органа
banner-rfsv-min Коллеги – соперники: история представительного органа
expert-min-2 Коллеги – соперники: история представительного органа
partners 6
eac_NW-min Коллеги – соперники: история представительного органа
insomar-min-3 Коллеги – соперники: история представительного органа
indexlc-logo-min Коллеги – соперники: история представительного органа
rapc-banner Коллеги – соперники: история представительного органа