Коллеги – соперники: история представительного органа
Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов - о том, как менялась система избрания Тульской городской Думы с 1997 года до нашего времени.
В этот день – 23 ноября, только 1997 года, в Туле появился новый представительный орган местного самоуправления – Тульская городская Дума.
Совет народных депутатов Тулы, сформированный еще в советское время, завершил свою работу в конце 1993 года, а вот появление новой городской Думы в новой России растянулось на годы.
Отличительной особенностью всех созывов Тульской городской Думы было то, что каждый новый созыв избирался по новой системе, повторение было только один раз – в 2001 году, когда Дума второго созыва избиралась по той же системе, что и первая. У всех же остальных созывов система выборов менялась кардинально.
Первая городская Дума избралась в 1997 году и состояла из 25 депутатов-одномандатников. Округа были довольно значительные по численности избирателей – около 20 000 жителей на депутата. В основном депутаты были новичками в политике, опыта работа с избирателями приходилось набираться, что называется, «на ходу» и поэтому в Думу второго созыва в 2001 году смогли переизбраться только 8 депутатов из 25. Эти выборы – 2001 года - были единственными, когда не менялась численность депутатов в Думе и система их избрания. Во втором созыве остались 25 одномандатных округов и столько же депутатов.
Новые депутаты во втором созыве учли опыт прошедшей избирательной кампании, осознали необходимость активной работы в округах и начали реализацию депутатских программ благоустройства – этого «бронебойного» средства агитации депутатов.
В результате в округах были решены многие проблемы избирателей, созданы группы сторонников, вырос личный рейтинг депутатов и к выборам в Думу третьего созыва в 2005 году, когда число мандатов увеличилось с 25 до 35, действующие депутаты подошли в отличной «электоральной форме».
В итоге на выборах 2005 года переизбраться сумели все депутаты второго созыва, пошедшие на перевыборы – 19 из 25, причем все с результатами более 50% голосов избирателей. Этому очень способствовали «депутатские программы» благоустройства округов, которые реализовывали депутаты в своих территориях.
Однако логика политических изменений привела к тому, что к выборам в четвертый созыв в 2010 году, из полностью «одномандатной» Думы решено было сделать полностью «списочную». В результате 35 одномандатников из добрых соседей по округам, в одночасье превратились в соперников «списочников», поскольку на выборах им пришлось конкурировать не только с другими партийными кандидатами и новыми претендентами на мандаты, но и внутри «своей» партии со своими «соседями» тоже. Преимущество получили те депутаты, которые не замыкались в работе только на «своих» округах, а работали, что называется по «смежным» территориям.
В результате такой «перестройки» системы только 12 депутатов из 35 смогли переизбраться из третьего в четвертый созыв. После этой кампании многие политики поняли важность работы не только в своих округах, но и с избирателями «соседних» территорий тоже. Как вести эту работу, описано в моей книге «Электоральная машина действующего депутата» в разделе «Защита позиций. Расширение ареала».
Однако полностью пропорциональная система выборов в городской парламент скоро перестала устраивать тогдашний внутриполитический блок, и после самороспуска четвертой Думы в 2014 году, решено было в очередной раз поменять систему выборов депутатов – их осталось 35, но теперь на территории Тулы было сформировано семь пятимандатных округов. Эти округа были гигантским по своим размерам, но избиратели получили неожиданное преимущество – вместо привычного одного депутата у каждого туляка появилось по целых пять народных избранников, конкурирующих между собой за внимание избирателей.
Отсутствие традиционных округов в период работы Думы четвертого созыва и четкой связи «избиратель-депутат» сыграло плохую шутку с действующими депутатами. Потеря «навыков» работы с избирателями привела к тому, что только 9 из 35 депутатов 4-го созыва смогли перестроить свою работу так, чтобы избраться в пятимандатном округе в 2014 году.
Для эффективной работы депутатов в пятимандатных округах нужна была особая стратегия, ведь логика политического процесса говорила с одной стороны, о том, что коллеги по пятимандатному округу на следующих выборах могут стать соперниками, причем очень серьезными – ведь весь созыв они работали на этой же самой территории. С другой стороны, та же логика подсказывала, что к 2019 году система выборов должна снова измениться. (Как организовать подобную работу подробно описано в книге «Электоральная машина действующего депутата»).
Так и произошло – к очередным выборам пятимандатные округа были ликвидированы, а вместо них введена разумная и довольно справедливая система избрания – смешанная – при которой были и одномандатные округа, и голосование по партийным спискам. Теперь избираться приходилось 20 одномандатникам в 20 новых округах и 15 депутатам по «партийным» спискам.
Преимущество на выборах 2019 года получили те депутаты из пятимандатных округов 5-го созыва, которые активно работали не только в своих округах, но и в целом в соответствующем районе Туле.
По новой системе сумели переизбраться только 11 из 35 депутатов, поскольку работа на больших территориях требует и больших ресурсов, и особой стратегии повседневной работы.
Анализ изменений системы формирования Тульской городской Думы и самих избирательных кампаний позволяет сделать несколько важных выводов.
Во-первых, преимущество на перевыборах получают те депутаты, которые смогли организовать эффективное взаимодействие с избирателями и не замыкаются в округах или территориях, а работают на «смежных» территориях.
Во-вторых, очень вероятно, что к следующим выборам будет снова изменена система выборов, а значит, действующим депутатам нужно заранее организовывать свою работу так, чтобы предстоящие изменения не смогли помешать их переизбранию в новый созыв городской Думы.
В-третьих, до очередных выборов остается уже менее 3 лет, а поэтому для эффективного решения указанных проблем, действующим депутатам и другим претендентам на депутатские мандаты нужно создавать свои собственные «электоральные машины» и побеждать на очередных выборах.
Изменения системы формирования Тульской городской Думы (1997- по н.в.)
Созыв | Срок полномочий | Число депутатов | Система избрания |
Преемственность (Число переизбранных депутатов предыдущего созыва) |
1 созыв | 4 года | 25 | Мажоритарная, | - |
25 одномандатных округов | ||||
2 созыв | 4 года | 25 | Мажоритарная, | 8 из 25 (32%) |
25 одномандатных округов | ||||
3 созыв | 4 года | 35 | Мажоритарная, | 19 из 25 (76%) |
35 одномандатных округов | ||||
4 созыв | 5 лет* | 35 | Пропорциональная, | 12 из 35 (34%) |
35 «списочных» мандатов | ||||
5 созыв | 5 лет | 35 | Мажоритарная, | 9 из 35 (25%) |
7 пятимандатных округов | ||||
6 созыв | 5 лет | 35 |
Смешанная, 20 одномандатных округов и 15 «списочных» мандатов |
11 из 35 (31%) |