av_tochenov Национальные проекты и общественный контроль
19.12.2021

Национальные проекты и общественный контроль

 

Ответственный секретарь Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, президент Центра ПРИСП Александр Точенов – о необходимости прямого и регулярного взаимодействия власти с обществом.

«О взаимодействии институтов гражданского общества и органов власти при решении общенациональных задач. Общественный контроль при реализации национальных проектов и программ» - с такой темой я был готов выступить 9 декабря на встрече президента с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Но не стал, так как на Президиуме Совета мы решили сконцентрироваться на острых проблемам с правами граждан в разных сферах.

Однако, в своём вступительном слове президент нам в очередной раз напомнил, что у Совета «есть ещё одно, не менее важное направление – это развитие гражданского общества». Конечно всё, что касается работы по соблюдению прав человека, это тоже о развитии гражданского общества. Но непосредственно институтам гражданского общества на этой встрече было посвящено лишь выступление Светланы Маковецкой.

15 декабря под руководством президента Владимира Путина прошло заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, где он отметил: «Конечно, при всей важности бюджетной дисциплины дело не только в том, насколько интенсивно, планово осваиваются средства – это, как мы понимаем, только инструмент решения задачи, и он, естественно, должен работать хорошо. Но главное, – и вновь это подчеркну, – какие получены результаты, насколько они конкретны, понятны и видны людям, какой эффект дают для развития регионов и всех территорий страны». 

Вот именно о том, понятны и видны ли людям результаты реализации нацпроектов и программ я собирался говорить на той встрече. В качестве примера мной был приведён опыт взаимодействия общества и органов власти при разработке Национальной программы развития Дальнего Востока, которая, в соответствии с поручением президента, разрабатывалась правительством с участием общественности.

В конце 2018 года, после выхода поручения о разработке Нацпрограммы, ОПРФ и Общественные палаты ДФО объединили усилия для участия в её разработке, был создан Совет ОП ДФО. В 2019 году Совет ОП ДФО провёл большую работу по вовлечению граждан в подготовку Нацпрограммы и её обсуждение. От граждан поступило около 16500 предложений. С участием руководства и специалистов Минвостокразвития вопросы Нацпрограммы обсуждались на Форуме «Сообщество» в Улан-Удэ и итоговом Форуме в Москве.

Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока утверждена, идёт её реализация, но как это происходит, что уже сделано и будет делаться, большинству дальневосточников не известно.

Похожая ситуация и с Национальными проектами. Вроде много информации на ТВ, интернет-ресурсах, но конечный потребитель их результатов – обычный человек, зачастую не в курсе происходящего с нацпроектами в селе, городе, районе, области. Мало того, часто информация искажается, положительные результаты подаются как заслуги местных чиновников, депутатов, глав регионов, без упоминания нацпроектов и программ.

Кстати, о потребителях. В середине октября в Кирове прошёл областной Гражданский форум «Национальные проекты и общество – потребление, соучастие или управление». Была хорошая дискуссия о роли и месте институтов Гражданского общества в ходе достижения национальных целей развития РФ. Участники склонялись к тому, что это «три в одном», а кроме того общество должно быть заказчиком, соответственно разрабатывать ТЗ и принимать выполненные работы.

На итоговом Форуме «Сообщество» в ноябре 2021 года представители региональных общественных палат делились опытом участия в общественном контроле за реализацией нацпроектов. Во многих регионах у представителей власти нет понимания для чего здесь ещё нужны общественные палаты и о каком контроле, тем более участии гражданского общества идёт речь.

Во внесённом в Госдуму проекте Закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" предусматривался обязательный публичный ежегодный отчёт главы региона перед законодательным органом субъекта РФ о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания. Указано, что отчет рассматривается с участием представителей общественной палаты субъекта Российской Федерации и общественных советов по независимой оценке качества условий оказания этих услуг.

Этот пример я хотел привести в своём выступлении перед президентом как положительный, но требующий дальнейшего расширения публичных отчётов власти и обсуждений с общественностью.

Однако за время прошедшее до написания этого материала, законопроект был принят и Госдумой, и Советом Федерации. Статья 35 «Оценка эффективности деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации» изменилась, пропал вышеуказанный отчёт главы, пропала публичность такого отчёта, пропали представители общественных палат и общественных советов. Теперь информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг населению включается в ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта.

Складывается впечатление, что не хотят начальники общаться напрямую с гражданами, институтами гражданского общества, отчитываться перед ними и объяснять им, почему в регионе много проблем в социальной сфере, и что органы власти собираются делать для повышения качества жизни граждан.

Но готовясь ко встрече с президентом, я оценивал новеллу с публичным отчётом глав как нужную и верную. Хотел отметить, что это правильно, но это по процессной текущей деятельности, нужны ещё отдельные отчёты по реализации Нацпроектов. И именно перед общественностью, а не органами власти. Хотел предложить ввести в практику ежегодные публичные отчёты глав регионов перед общественностью и не просто отчёты в рублях и квадратных метрах, а обсуждения, что сделано непосредственно для людей, а также, что и как нужно ещё сделать.

Такие встречи с общественностью должны проводиться регулярно, в них должны принимать участие не только руководители регионов, но и представители полпредства, федеральных министерств и ведомств. Их можно проводить в рамках региональных Гражданских форумов или на расширенных заседаниях Общественных палат регионов, с привлечением других субъектов общественного контроля, ОНФ, ассоциаций бизнеса и ТОС.

Теперь я начинаю сожалеть, что не стал выступать на встрече президента с членами СПЧ. Возможно, что тогда бы норма о публичном отчёте глав регионов осталась в законе, появилось бы поручение об отчётах глав регионов перед гражданами о ходе реализации Нацпроектов и программ, обсуждение с общественностью - что и как нужно сделать для повышения качества жизни сограждан. Этого не случилось, значит будем предлагать вносить изменения в закон об общественном контроле, об общественных палатах и принуждать представителей местной и региональной власти к взаимодействию с институтами гражданского общества при решении общенациональных задач.

P. S.: В статье представлено личное мнение автора, его гражданская позиция.

ludi tolpa

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Национальные проекты и общественный контроль
banner-cik-min Национальные проекты и общественный контроль
banner-rfsv-min Национальные проекты и общественный контроль
expert-min-2 Национальные проекты и общественный контроль
partners 6
eac_NW-min Национальные проекты и общественный контроль
insomar-min-3 Национальные проекты и общественный контроль
indexlc-logo-min Национальные проекты и общественный контроль
rapc-banner Национальные проекты и общественный контроль