Уйти, чтобы остаться: почему бренды не спешат уходить из РФ?
Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов - о европейских компаниях, которые объявили об уходе из России, но уходить не торопятся.
Некоторые западные бренды действительно громко заявили, что уходят с российского рынка, однако у внимательного наблюдателя почти сразу начали возникать сомнения в искренности этих заявлений. Как минимум конкретных действий, которые бы свидетельствовали о полном разрыве отношений с российским рынком, европейские производители проявлять не спешат. Много говорят, ограничивают, что-то действительно закрывают, но …
Например, в Туле, как и во многих других российских городах, есть магазин OBI. Заявив, что уходит из России, он действительно закрылся, но тулякам сообщили, что это произошло «по техническим причинам». То есть они даже стесняются назвать истинную причину, и ограничиваются дипломатическими «техническими причинами». Более того, торговое оборудование не демонтировано, товарные остатки не распроданы и не вывезены, даже договор аренды сохранен и по нему вносятся платежи. И поэтому складывается ощущение, что компания просто выжидает, тянет время.
По этой же схеме «закрылись» и многие другие бренды. А некоторые даже нашли способ остаться. На днях финская компания Nokian Tyres объявила, что продолжит работу в России, но гарантирует, что ее продукция не будет использоваться в военных целях. На самом деле, практичные финны просто посчитали, что бросать свой российский завод слишком накладно. Ведь если они уйдут, то завод прекрасно сможет работать и без финнов. И я думаю, они в своих выводах не одиноки.
Тут нам на помощь приходит обычная математика. Европа – это примерно 750 миллионов человек. Из них 155 миллионов - это Россия и Белоруссия, попавшие под санкции. Если вычесть ещё Украину с 30-40 миллионами, то на Европу остаётся около 550 млн человек.
И вот какое интересное соотношение - под санкции ушёл рынок с 155 миллионами покупателей. Остался рынок с 550 миллионами. Сколько процентов составляют 155 миллионов россиян и белорусов от оставшихся европейцев вычислить несложно.
Любому понятно, что плата европейского бизнеса за глупые решения европейских политиков просто огромна. Миллионы евро политиканы вытаскивают из карманов евробизнесменов и выбрасывают «на ветер».
Неудивительно, что умеющие считать деньги капиталисты попали в сложную ситуацию. Фактически западные компании хотят остаться в России, но пока не знают как. Одним из вариантов тут может стать перепрописка и ребрендинг. То есть, компании с европейским именем начнут открывать дочерние предприятия где-нибудь в Турции или Казахстане, обретать новые имена и возвращаться на российский рынок. Условная Zara станет, например, «Тамарой» и сеть магазинов просто сменит вывеску. Этот ход позволит и «лицо сохранить», и бизнесу не повредить.
Наверно, будут и другие сценарии. Одно можно сказать наверняка - европейцы ищут возможности остаться на рынке России, и как только они найдутся, все закрытые по «техническим» причинам магазины вновь будут работать.