Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП
10.05.2022

«Поколения ЕГЭ», или Геополитическая конфронтация

 

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о возможном отказе от западной модели образования в России.

Манипуляция общественным сознанием в международных отношениях – это один из способов ограничения суверенитета государства-цели, вплоть до подготовки там государственного переворота.

Важным инструментом такой манипуляции является изменение системы образования в государстве-цели. Неслучайно после распада СССР в стране начала активно внедряться западная модель образования: различные неоднозначные программы и учебники, позднее – ЕГЭ, в вузах – Болонская система образования и т.д. Как итог, за одно-два десятилетия была разрушена одна из наиболее эффективных систем образования мира – советская, существенно снизилось качество педагогического состава.

Западная модель образования в принципе «заточена» на воспитание человека, которым было бы легко манипулировать: он должен быть образован ровно настолько, чтобы уметь сдавать тесты. То есть его знания должны быть фрагментарными, а не системными, и это нельзя назвать признаком интеллектуально развитого человека. Ученики и студенты не должны уметь критически осмысливать поступающую информацию или самостоятельно искать ее в каких-то сторонних источниках. В идеале – «вот вам телевидение, вот «правильные» СМИ и книги, в них есть все необходимое».

Система образования, цель которого – сдача ЕГЭ, вне зависимости от «престижности» школы развивает не критическое, а «компьютерное» мышление. Она готовит не будущих студентов с широким кругозором, а людей, которым важно набрать хоть какой-нибудь проходной балл и попасть хоть в какой-нибудь вуз, просто ради диплома о высшем образовании. ЕГЭ делает из школьника некоего «усредненного» человека, неспособного мыслить самостоятельно и независимо, потому что мыслящий человек в определенной степени представляет угрозу для государства – непонятно, что от него можно ожидать. А гражданина, не отягощенного абстрактными размышлениями и знаниями, но всегда готового выбрать «правильный» вариант из немногих предложенных, легко убедить в чем угодно.

На тестирование заточена и Болонская система образования, действующая в вузах. У студентов возникают ровно такие же проблемы: нет системного подхода, не формируется четкая картина мира, студенты получают только отрывочные, а не комплексные знания, уровень которых система тестирования не позволяет оценить в должной степени.

Во многом благодаря западной модели образования в России уже выросло не одно «поколение ЕГЭ», ориентированное на потребление и не желающее ограничивать себя ради «абстрактных» государственных интересов. В этой связи именно сегодня, в условиях беспрецедентных западных санкций, есть очень хорошая возможность отказаться от этой эгоцентричной, псевдолиберальной образовательной модели и перейти к формированию другого, независимого типа личности.

Да, с одной стороны, на таких людей значительно меньше будет влиять пропаганда и другие механизмы манипуляции общественным сознанием – в этом смысле государству, конечно, будет сложнее ими управлять. С другой стороны, государство – тем более, в условиях глобальных санкций, – может развиваться, только если человек будет полноценной личностью, обладающей системными, а не фрагментарными знаниями и объективным критическим мышлением. При этом, безусловно, необходимо выстроить новую систему образования таким образом, чтобы во главу угла ставился патриотизм, а не принцип потребления.

 

obrazovanie distant onlain

 
Партнеры
politgen-min-6 «Поколения ЕГЭ», или Геополитическая конфронтация
banner-cik-min «Поколения ЕГЭ», или Геополитическая конфронтация
banner-rfsv-min «Поколения ЕГЭ», или Геополитическая конфронтация
expert-min-2 «Поколения ЕГЭ», или Геополитическая конфронтация
partners 6
eac_NW-min «Поколения ЕГЭ», или Геополитическая конфронтация
insomar-min-3 «Поколения ЕГЭ», или Геополитическая конфронтация
indexlc-logo-min «Поколения ЕГЭ», или Геополитическая конфронтация
rapc-banner «Поколения ЕГЭ», или Геополитическая конфронтация