Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП
02.06.2022

Выборы-2022: правила электоральной игры

 

Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о нововведениях в избирательном законодательстве.

Страхи переноса ЕДГ не оправдались, грядёт десятидневка назначения региональных выборов. Глобальных изменений избирательного законодательства не произошло, однако весна все же внесла несколько новых штрихов в правила электоральной игры.

Маленькая шпаргалка для тех, кто пропустил.

1. Теперь о проведении партийных мероприятий по выдвижению кандидатов, помимо избиркома, обязательно извещать и Минюст. Многие и раньше это делали, но если раньше это было что-то вроде ритуала карго-культа («А мы всегда так делали» и «А вдруг они обидятся, что не позвали»), необязательного с точки зрения закона, то теперь извещение Минюста стало обязанностью, неисполнение которой повлечет «снос» за несоблюдение требований к выдвижению кандидата.

2. Копия агитационного материала, предназначенного для размещения в СМИ, после предоставления в редакцию, но до распространения, должна быть представлена в избирком. Загадочная норма. Поскольку мы успели буквально сразу после её вступления в силу обкатать новеллу на весенних муниципальных выборах, поделимся своим наблюдением. Больше всего изумления эта норма вызывает у председателей комиссий («Зачееем?!). Впрочем, коварные коллеги-сутяжники уже придумали пару вариантов использования новинки в благородном деле юридического прессинга. Как бы то ни было, требование закон надо соблюдать.

3. Трагедия и боль: изрядно покромсан институт членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса (ЧСГ). «Совещателей» теперь можно назначить только в ЦИК России и в региональные комиссии. Из-за этой новинки проседают сразу два направления. Юридический прессинг – ибо, когда воспользоваться статусом ЧСГ, чтобы «посмотреть документы» оппонента, нельзя, придется выдумывать обходные пути, или отказываться от затеи. И день голосования – потому, что по объёму полномочий, внезапности назначения и юридической «броне» ЧСГ был куда как более эффективным инструментом, нежели СМИ или наблюдатели.

4. Компенсировать историю с ЧСГ должны новеллы о наблюдателе: теперь наблюдателей можно назначить не только в УИК, но и в ТИК и ОИК, причем до трёх наблюдателей.

5. Теперь, заполняя «президентские» справки, необходимо отражать сведения о своих расходах кандидата/супруги/несовершеннолетних детей по приобретению цифровых финансовых активов, цифровой валюты за последние 3 года.

6. 21 марта решением Тверского районного суда города Москвы по основаниям осуществления экстремистской деятельности запрещена деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов-социальных сетей Facebook и Instagram (принадлежат признанной в РФ экстремистской и запрещенной компании Meta, запрещены в РФ) на территории Российской Федерации. И пускай дело в процессе обжалования, использовать Facebook и Instagram для прямой агитации стоит едва ли, равно как и лепить их логотипы на агитационные листовки.

Надеемся, эта короткая шпаргалка освежит память перед стартом кампании и поможет коллегам не подорваться на юридических «минах».

 

rossiya vybory

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Выборы-2022: правила электоральной игры
banner-cik-min Выборы-2022: правила электоральной игры
banner-rfsv-min Выборы-2022: правила электоральной игры
expert-min-2 Выборы-2022: правила электоральной игры
partners 6
eac_NW-min Выборы-2022: правила электоральной игры
insomar-min-3 Выборы-2022: правила электоральной игры
indexlc-logo-min Выборы-2022: правила электоральной игры
rapc-banner Выборы-2022: правила электоральной игры