Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП
12.01.2023

О кризисе в Русской Православной Церкви

 

Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников - о кризисе в РПЦ и его возможных последствиях.

Русская Православная Церковь находится в системном кризисе. Яркий показатель этого – практически безлюдные храмы. Даже на недавнюю рождественскую службу пришло критически мало прихожан. Причем, новые храмы продолжают строиться, но по факту верующих для них нет.

Причина кризиса не столько в ускорившейся секуляризации общества и планомерной дискредитации нашей Церкви со стороны врагов России, а сколько в неадекватной современным вызовам модели управления. И главная проблема здесь – кадровая. В итоге РПЦ несет небывалые ранее по масштабам репутационные потери.

Добавим сюда еще и нищенские зарплаты большинства священнослужителей, вынужденных думать не о содержании проповеди, а о том, чем сегодня накормить своих детей.

Сегодня Церковь не самоопределена на преимущественное и безусловное исполнение изначально делегированной ей обществом функции – помогать нации различать добро и зло.

А ведь у нас здесь есть мощная исторически сложившаяся традиция. Приведу классический пример того, как это выражалось в трудах представителя церковно-религиозного крыла российского Просвещения, видного богослова Дмитрия Ростовского (1651- 1709).

Порицая пороки, святитель не щадил и духовенства. Он открыто указывал на невежество, пьянство, ханжество священнослужителей. В проповеди на тему «Будем искать Христа» он говорит: «Ищем в чину духовном, в том бы и быть Христу, яко во своих ... чистых служителях, образ Христов носящих... Посмотря, во-первых, на чин превысочайший духовный, вопросил бы кого, аще бы сказал правду, коим намерением и желением принял еси в высокость пречестнейшего сего духовного сана... поистине нашелся бы не един, иже не толь славы ради и чести Божия, якоже прославления ради своего и чести ради в той сан прииде, не столь людем пользы елико себе ища корысти... Посмотрим в низший чин духовный в иереи и диаконы мирские... что тя проведе в чин священный? толи, дабы спасти себе и иных? никакоже, но чтоб прикормить жену, и дети, и домашния... Разсмотри себе всяк, о освященный человече... Поискал ты Иисуса не для Иисуса, но для хлеба куса...».

Конечно, церковь должна оставаться самым консервативным социальным институтом. Но менять подходы к управлению церковной структурой все равно придется. Иначе через 30-40 лет Церковь может исчезнуть вместе с паствой. Мы просто не выдержим конкуренции со стороны более агрессивных в пиаровском смысле конфессий и нетрадиционных культов.

Пример такого культа – неоязычество. Это духовные практики, построенные на домонотеистических традициях. В России – дохристианских. Причем, в этом культе безбожно эксплуатируются патриотические настроения. Весьма популярен в последнее время стал Георгий Сидоров - автор серии книг «Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации». Подход Сидорова оказался более убедителен, чем учение анастасиевцев, изложенное в книгах Владимира Пузакова (Мегрэ) «Звенящие кедры России».

Суть неоязычества: «золотой век» нации остался в прошлом, но мы можем его возродить, если откажемся от библейского наваждения и вернемся к укладу предков.

К сожалению, у нас нет данных социологических исследований, но, по моему мнению, часть потенциальных сторонников РПЦ уходит к ее оппонентам.

Короче говоря, Церкви нашей нужна обновленная стратегия и современные социальные технологии для работы с паствой. И это может стать новым полем занятости для российских политтехнологов.

cerkov kupola

 
Партнеры
politgen-min-6 О кризисе в Русской Православной Церкви
banner-cik-min О кризисе в Русской Православной Церкви
banner-rfsv-min О кризисе в Русской Православной Церкви
expert-min-2 О кризисе в Русской Православной Церкви
partners 6
eac_NW-min О кризисе в Русской Православной Церкви
insomar-min-3 О кризисе в Русской Православной Церкви
indexlc-logo-min О кризисе в Русской Православной Церкви
rapc-banner О кризисе в Русской Православной Церкви