Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП
27.02.2023

Курортный сбор – для исторических городов

 

Минфин готовит законопроект о курортном сборе для исторических поселений. Средства должны будут направляться на развитие инфраструктуры муниципалитетов.

Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов – о важности проработки механизма взимания курортного сбора.

Курортный сбор, с одной стороны, стал ресурсом для благоустройства населенных пунктов, куда массово приезжают туристы, а с другой — неудобством для граждан и отельеров, которые осуществляют взимание и передачу муниципалитету курортного сбора.

Президент РФ подписал закон о продлении взимания этого сбора в порядке эксперимента, добавив к четырем регионам еще два, а в Госдуме планируется к рассмотрению законопроект, который позволяет расширить географию курортного сбора до всей страны, если посчитают необходимым власти конкретного региона.

На протяжении последних лет главы муниципальных образований, жители городов и сел, которые стали курортными или туристическими населенными пунктами, жалуются на то, что затраты на прием гостей велики. Туристы пользуются всей инфраструктурой города или села: ездят на общественном транспорте, который является дотационным, пользуются дорогами, которые нужно ремонтировать, пользуются культурными, медицинскими учреждениями, а дополнительных средств, чтобы все это содержать, туристы не приносят. Большинство регионов – дотационные. Дотации рассчитываются исходя из количества жителей, а не туристов. Таким образом, многие курортные города не способны поддерживать инфраструктуру не только для приезжих, но и для горожан.

Курортный сбор позволяет эти диспропорции сократить, частично или полностью компенсировать затраты, которые город несет на прием туристов. В этом смысле дополнительный сбор можно считать справедливым.

Уже сложилась практика, есть законодательные требования в рамках эксперимента, что такой сбор может быть небольшим. Это 20–30 рублей в сутки за одного туриста. Если человек способен платить за ночь в отеле три или пять тысяч рублей, то заплатить один или полпроцента от этой суммы в казну муниципалитета за то, что пользуется инфраструктурой вокруг, не так дорого.

Главной проблемой курортного сбора стало то, что он взимается в коллективных средствах размещения — отелях, хостелах, гостиницах — не в составе единого платежа, а отдельно. Нужно отдельно отсчитать наличными сумму, отдельно оплатить, должен быть выдан отдельный чек. Это создает серьезные временные и организационные затраты со стороны туриста и гостиницы. Некоторые отельеры проводили расчет: время, которое тратится администратором гостиницы и стоимость услуги, исходя из зарплаты администратора и бухгалтера, оказывается дороже, чем сама сумма сбора. Абсолютных данных нет, но очевидно, что дополнительная нагрузка, которую государство налагает на организации, принимающие туристов, необоснованна.

Современные информационные технологии позволяют иначе подходить к взиманию сбора. НДС высчитывается в сумме услуги или товара, затем централизованно перечисляется государству. Можно было и здесь использовать аналогичный метод сбора, когда он включен в единую стоимость услуги и оплачивается единым платежом. Далее необходимую сумму отель перечисляет в казну государства. Эту ситуацию мы неоднократно разбирали на дискуссиях Общественной палаты РФ, последний раз на первом заседании Координационного совета по развитию туризма, индустрии гостеприимства и отдыха. Мы пришли к выводу, что обязательным условием для такого перехода от эксперимента к постоянной практике в любом регионе должно стать изменение метода взимания сбора в виде единого платежа.

Есть еще несколько моментов, которые требуют учета. Например, должны быть определенные ограничения по тем категориям граждан, которые платят курортный сбор, и по времени, когда он взимается. Многие сограждане имеют ограниченные ресурсы и могли копить на путешествие в течение многих лет. Курортный сбор оказывается затруднительным для пенсионеров, многодетной семьи, малообеспеченных граждан. Должны быть определенные категории людей, с которых курортный сбор не должен взиматься. При наличии документов, которые подтверждают льготу, они от сбора должны быть освобождены.

Например, еще можно освободить гражданина от курортного сбора, если стоимость размещения ниже определенной суммы. Если турист едет и селится в отеле, где стоимость ночи составляет менее двух тысяч рублей, то курортный сбор можно не взимать, понимая ограниченность ресурсов гражданина. Но при таком методе мы окажемся в ситуации, когда курортные поселки или города не получат эти средства.

Возможно, нужны ограничения по взиманию сбора в низкий сезон. Отельеры испытывают финансовые проблемы в это время. Не нужно допускать ситуацию, что некоторая часть туристов откажется поехать по низким ценам из-за курортного сбора. Бывает, что место в гостинице распродается по цене 500 рублей, а дополнительно взимается еще 50 рублей курортного сбора, это уже 10 процентов от стоимости. Для бабушки, которая решила в ноябре посмотреть красоты страны, это может быть накладно. То есть должен быть определенный механизм для взимания курортного сбора в низкий сезон.

Ранее опубликовано на: https://www.oprf.ru/news/istoricheskim-poseleniyam-khotyat-razreshit-kurortnyy-sbor

kurort turizm

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Курортный сбор – для исторических городов
banner-cik-min Курортный сбор – для исторических городов
banner-rfsv-min Курортный сбор – для исторических городов
expert-min-2 Курортный сбор – для исторических городов
partners 6
eac_NW-min Курортный сбор – для исторических городов
insomar-min-3 Курортный сбор – для исторических городов
indexlc-logo-min Курортный сбор – для исторических городов
rapc-banner Курортный сбор – для исторических городов