Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП
27.04.2023

Местное самоуправление переживает этап динамичных изменений

 

Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов – о развитии территориальных органов самоуправления.

Наша комиссия активно занимается вовлечением граждан в непосредственную организацию своей жизни на местах. В целом ряде регионов по нашим методикам и результатам дискуссий на площадке ОП РФ появились программы поддержки территориальных органов самоуправления (ТОСов). Сегодня актуален вопрос о совместном бюджетировании, когда гражданам предоставляется возможность самим определить, на что тратятся те или иные средства. Часть бюджета может оказаться в распоряжении самого низового звена самоуправления — ТОСов. Это и вопросы благоустройства территории, помощи малообеспеченным гражданам, и организация культурно-досуговых мероприятий. Взяв решение этих задач в свои руки, жители не только сделают свою территорию и жизни лучше, но и получат новые навыки, знания и квалификацию, которые позволят им проявиться уже на более высоком уровне местного самоуправления.

Подготовка муниципальных кадров — еще один вопрос, который мы активно решаем. К сожалению, для органов местного самоуправления сегодня характерны текучка кадров, дефицит мотивации, часто низкая оплата труда и отсутствие знаний и навыков. Все это сдерживает работу по обеспечению комфортной жизни на территории. В ответ на эти проблемы появилась при нашем участии программа «Муниципальный диалог», которую запустила Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления.

До сих пор не вполне решена проблема контроля за муниципальными чиновниками. Многие десятилетия мы видим одну и ту же тенденцию — если спросить жителей, то они скажут, что контроля за чиновниками недостаточно. При этом главы муниципалитета скажут, что контроль избыточен. Существующая система приводит к тому, что служащие наказываются даже в том случае, когда у них не было ресурса для решения вопроса. Нужно четко отделять ответственность конкретного главы местного самоуправления. Понимать, насколько он может отвечать за ту или иную проблему.

Местное самоуправление переживает очередной этап динамичных изменений. Они вызваны в том числе конституционными поправками, которые обозначили в 2020 году органы местного самоуправления как часть единой системы публичной власти. Однако серьезных нормативных решений, которые изменили бы порядок работы, принято не было.

В конце 2021 года в Госдуму был внесен проект нового федерального закона, который предполагал серьезно изменить весь механизм работы муниципальных служб и по-новому их регулировать. В течение дискуссий на площадке ОП РФ мы детально разобрали каждую главу нового законопроекта и пришли к выводу о необходимости тщательной работы над проектированием новой муниципальной реформы. Многим кажется, что речь идет о выстраивании подчиненности, вертикали государственного муниципального управления, в котором местный уровень является низовым и максимально приближенным к нуждам людей. Однако нужно говорить не только о соподчиненности, но и о синергии.

Важным для развития сферы самоуправления является и программа развития комфортной городской среды в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Здесь мы видим, что проекты новых парков, скверов проходят конкурс за региональный и федеральный бюджет. Федеральный конкурс изменил облик малых и старинных городов, привел к появлению новых парков, скверов, интересных проектов по реконструкции исторической среды. Совсем недавно завершился конкурс на развитие городов Дальневосточного федерального округа. Этот этап состоялся во многом благодаря Общественной палате. Есть у нас и программа, направленная на развитие городского общественного транспорта в больших и средних городах. Федеральный центр выделяет дополнительные средства на закупку новых автобусов, трамваев — во многом это наша заслуга.

Планируем налаживать также другие аспекты взаимодействия. Например, у людей должна быть возможность получить услугу вне зависимости от муниципального округа, в котором они живут. Если семье удобнее по каким-то причинам школа в другом муниципалитете, у ребенка должна быть возможность учиться там.

У нас уже есть механизм перечисления средств из одного бюджета в другой, но пока он не работает. Надо это наладить, чтобы человек, проживающий на той или иной территории, мог воспользоваться услугами, не задумываясь, кому учреждение подчинено.

Ранее опубликовано на: https://www.oprf.ru/detail_blog/841?memberId=maksimov-andrey-nikolaevich

 

TOSy reshayut vse voprosy

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Местное самоуправление переживает этап динамичных изменений
banner-cik-min Местное самоуправление переживает этап динамичных изменений
banner-rfsv-min Местное самоуправление переживает этап динамичных изменений
expert-min-2 Местное самоуправление переживает этап динамичных изменений
partners 6
eac_NW-min Местное самоуправление переживает этап динамичных изменений
insomar-min-3 Местное самоуправление переживает этап динамичных изменений
indexlc-logo-min Местное самоуправление переживает этап динамичных изменений
rapc-banner Местное самоуправление переживает этап динамичных изменений