Эксперт Центра ПРИСП, политолог
07.06.2023

Лекарство от «пылесосов талантов», или Как пресечь образовательную миграцию

 

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об образовательных инициативах Олега Кувшинникова.

 

На французской стороне,

На чужой планете

Предстоит учиться мне

В университете.

 

До чего тоскую я -

Не сказать словами.

Плачьте, милые друзья,

Горькими слезами.

 

На прощание пожмем

Мы друг-другу руки

И покинет отчий дом

Мученик науки.

Давид Тухманов. Из вагантов

 

8 июня российские школьники будут сдавать ЕГЭ по обществознанию. И это событие поневоле обращает нас к вопросу о том, что ждет в будущем не только самих представителей подрастающего поколения, но и их родные регионы. По разным оценкам, ежегодно на первый курс российских вузов зачисляют около 25-30% абитуриентов, получивших среднее образование в другом регионе. При этом высокая доля «иногородних» студентов характерна не только для столичных вузов. Аналогичную картину мы наблюдаем, например, в Новосибирской, Тюменской, Томской областях, Татарстане и Краснодарском крае. Крупные региональные вузы (в качестве примера здесь можно привести Уральский федеральный и Тюменский государственный университеты) выступают в роли «пылесосов талантов», концентрируя в своих стенах немалую часть талантливой молодежи со всех сопредельных базовому субъекту регионов.

Высокий уровень образовательной миграции влечет за собой не самые лучшие последствия для «материнских регионов» кочевых первокурсников. В большинстве регионов России устойчиво наблюдается отрицательный прирост 18-летних жителей. Которые по завершению обучения не стремятся возвратиться на родину: по некоторым оценкам, около половины всех студентов-мигрантов в итоге остаются жить по месту учебы либо перебираются в иные крупные города. Что закономерно способствует социально-экономической и демографической деградации их родного региона, усугубляя диспропорции в уровне качества жизни между субъектами федерации.

Это ставит нас перед вопросом: каким образом региональные власти могут самостоятельно, без помощи федерального центра, хотя бы минимизировать «утечку мозгов»?

И потому нельзя обойти вниманием недавнее выступление главы Вологодской области Олега Кувшинникова на недавнем расширенном заседании Совета ректоров вузов региона.

Губернатор констатировал наличие двух направлений молодежной миграции из региона. С одной стороны, школьники после 11 класса массово поступают в вузы Москвы и Петербурга. С другой стороны, уже после окончания вологодских вузов выпускники уезжают в другие города.

Чтобы минимизировать «исход» молодежи, областное руководство запустило проект «Учись на Вологодчине». Его основная цель – перенаправить абитуриентов в вузы и учреждения СПО родного региона. И следует признать, что, вопреки недоброй традиции российских бюрократов, вологодские чиновники подошли к решению задачи действительно системно.

Во-первых, была учтена роль в выборе абитуриентом вуза таких факторов, как условия проживания и досуга, а также состояние материальной базы обучения. Что конвертировалось в ремонт общежитий, столовых и учебных корпусов, обновление учебных лабораторий и мастерских, строительство стпортивных объектов и т.д.

Во-вторых, была выбрана наиболее рациональная схема взаимодействия с абитуриентами, поступающими на отсутствующие в регионе специальности. Наглядным примером в данном случае может служить целевая работа с будущими медиками. С ними заключаются целевые договоры. В соответствии с условиями соглашения, абитуриенту оказывается помощь при поступлении. В течение периода обучения будущему врачу ежемесячно доплачивают по 4 тыс. рублей к стипендии. В обмен на это молодой медик берет на себя обязательство вернуться в родной город и в течение нескольких лет отработать по специальности в местной больнице. Логика этого решения достаточно проста и понятна: за время отработки бывший студент наверняка успеет обзавестись семьей, что заметно сократит его готовность переехать в другой регион.

В-третьих, реализацию программы по «уловлению человеков» контролирует лично глава области. Два раза в год Олег Кувшинников лично проводит Совет ректоров, и всегда центральной темой заседания является студенческая миграция.

Отдельно следует упомянуть о том, что губернатору удалось выстроить диалог с федеральным министерством науки и высшего образования. Именно за счет этого в вузах региона появляются дополнительные бюджетные места по ключевым направлениям обучения.

Все это позволяет существенным образом купировать отток абитуриентов и выпускников из региона, тем самым сохраняя саму жизнеспособность социального организма Вологодской области и ее экономической модели. Будет ли этот успешный опыт освоен и растиражирован хотя бы на межрегиональном уровне – покажет время.

 obrazovanie studenty

 
Партнеры
politgen-min-6 Лекарство от «пылесосов талантов», или Как пресечь образовательную миграцию
banner-cik-min Лекарство от «пылесосов талантов», или Как пресечь образовательную миграцию
banner-rfsv-min Лекарство от «пылесосов талантов», или Как пресечь образовательную миграцию
expert-min-2 Лекарство от «пылесосов талантов», или Как пресечь образовательную миграцию
partners 6
eac_NW-min Лекарство от «пылесосов талантов», или Как пресечь образовательную миграцию
insomar-min-3 Лекарство от «пылесосов талантов», или Как пресечь образовательную миграцию
indexlc-logo-min Лекарство от «пылесосов талантов», или Как пресечь образовательную миграцию
rapc-banner Лекарство от «пылесосов талантов», или Как пресечь образовательную миграцию