Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК
13.07.2023

Тяжкое бремя легкой беседы

 

Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев – о встрече вологодского губернатора с членами семей участников СВО.

Хочешь, я скажу тебе, что значит быть королём? Так вот: когда в стране голод — громче любого другого смеяться за самой скудной трапезой в твоей стране.

Клайв Стейплз Льюис

10 июля губернатор Вологодской области Олег Кувшинников провел встречу с членами семей участников спецоперации. Что служит хорошим поводом для размышлений на тему того, каким значением обладает этот формат коммуникации и чего стоит публичным политикам его использование.

К сожалению, формат встреч с родными военнослужащих у нас традиционно недооценивается. Такие мероприятия воспринимают как сугубо казенные и постановочные, т.е. форму имитации властями попыток наладить обратную связь с гражданами. При этом не учитывается, что в реальности попытки создать «красивую картинку» за счет подделки «новой искренности» чреваты для глав регионов серьезными проблемами. Представим себе, что в N-ской области губернатор действительно распорядился: отобрать для встречи только «правильные» семьи, которые не будут задавать ненужных вопросов и все общение сведут к комплиментам в адрес меня любимого. И его подчиненные взяли под козырек? Но исчезнут ли в результате этого прочие родственники военнослужащих со всем сопутствующим букетом проблем? Представьте себе – нет. И потому вскоре после сусальных сюжетов в выпусках местных новостей по просторам Интернета начнут гулять обращения обделенных вниманием родственников членов СВО, адресованные не на деревню дедушке, а лично президенту. Или еще лучше: видеопривет губернатору передадут лично бойцы с передовой.

В текущих условиях решение главы региона «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира» почти неизбежно обернется для него крупными неприятностями. И потому главы регионов вынуждены общаться с семьями военнослужащих без всякого налета политической театральности.

Этот формат взаимодействия является для политика настоящим «пробным камнем». В глазах людей, собравшихся на встречу с губернатором, он лично отвечает за качество работы каждого из его подчиненных. И хорошо, если укоры в адрес властей будут озвучены именно в виде претензий, жалоб и требований. Куда хуже, если пострадавшая от действий местных бюрократов жена раненного солдата внезапно начнет рыдать под прицелами телекамер.

Еще хуже - осознание того, что ты не можешь помочь всем в той степени, в которой они реально нуждаются. Нехватка средств в бюджете, рамки закона, разработчики которого упустили какую-то важную деталь, ранее взятые на себя обязательства, отсутствие информации – все это может легко сковать якобы всесильного губернатора по рукам и ногам. Особый случай – это общение с родственниками получивших тяжелые увечья либо погибших в ходе СВО. Глава региона может облегчить положение их семей, но не в силах воскресить умерших или отрастить новые глаза ослепленным. Все это губернатору необходимо пропускать через себя. И он не может позволить себе даже продемонстрировать публично тяжесть этого бремени, поскольку его наверняка обвинят в равнодушии, бесчувственности и т.д.

Не добавляет легкости таким встречам и участие в них общественников. Они, конечно, благодарят глав своих регионов за оказанную помощь. Но за этим всегда следуют новые просьбы о помощи: на один уже решенный вопрос приходятся два новых.

И при всем этом глава региона должен вести себя легко и непринужденно, приободрять собравшихся, вселять в них уверенность в завтрашнем дне.

По большому счету, если бы состояние любого добросовестного губернатора в ходе такой встречи можно было бы описать строкой из книги, то здесь лучше всего подошла бы фраза «трудно быть богом».

Поэтому участие Олега Кувшинникова во встречах с родственниками военнослужащих можно только приветствовать. Губернатор не прячется от этих встреч. Показывает, что искренне переживает за судьбу каждой семьи. Делает все, что зависит от его воли, чтобы помочь родным участников СВО в это непростое время.

И в то же время нельзя не отметить, что Кувшинникову гораздо проще использовать этот формат коммуникации, нежели многим его коллегам. Вологодский губернатор сумел за полтора года выстроить сложную систему помощи военнослужащим, в структуру которой были органично вплетены общественные организации и волонтерские объединения. Систему, работа которой не требует мелочной опеки или постоянного контроля со стороны главы региона. При этом семьям участников спецоперации в регионе предоставлены дополнительные льготы. И потому для Кувшинникова вероятность каких-либо «сюрпризов» в ходе встреч с родными военнослужащих сводится к погрешности.

vologodskaya oblast priroda

 
Партнеры
politgen-min-6 Тяжкое бремя легкой беседы
banner-cik-min Тяжкое бремя легкой беседы
banner-rfsv-min Тяжкое бремя легкой беседы
expert-min-2 Тяжкое бремя легкой беседы
partners 6
eac_NW-min Тяжкое бремя легкой беседы
insomar-min-3 Тяжкое бремя легкой беседы
indexlc-logo-min Тяжкое бремя легкой беседы
rapc-banner Тяжкое бремя легкой беседы