Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП
24.07.2023

Плюсы и минусы избирательной системы Камбоджи

 

Делегация Общественной палаты РФ наблюдает за ходом голосования на выборах в нижнюю палату парламента Республики Камбоджа. В составе нашей наблюдательной миссии работают четверо членов Общественной палаты России, которые представляют четыре разные комиссии, а также представитель международного отдела аппарата Общественной палаты России Никита Волков.

Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов – о своих впечатлениях в ходе выборов в Республике Камбоджа.

Выборы в нижнюю палату парламента Республики Камбоджа проходят раз в 5 лет, предыдущие выборы состоялись в 2018 году и в них в качестве наблюдателей уже участвовали члены Общественной палаты России, т.е. наша миссия сегодня уже вторая миссия Общественной палаты на камбоджийских выборах.

Участки открылись строго по расписанию, в 7 утра, первым мы посетили избирательный участок, на котором состоялось голосование действующего председателя правительства Республики Камбоджа. Собственно, голосование здесь проходило с большим участием СМИ, лидеров политической партии, бывших и нынешних руководителей различных зарубежных для Камбоджи государств. В частности, в ходе осмотра, наблюдения за процедурой открытия избирательного участка, мне удалось переговорить с премьер-министром Республики Гвинеи-Бисау, где прошла предыдущая наблюдательная миссия Общественной палаты России на зарубежных выборах. Сегодня премьер-министр этой республики участвует здесь в Камбодже в качестве международного наблюдателя. Мы с удовольствием констатировали успех наблюдательной миссии России, которая прошла и на африканском континенте совершенно недавно, в начале июня 2023 года. Возвращаясь к выборам в Камбодже, в настоящий момент мы посетили уже несколько десятков избирательных участков, начиная с 6:30 утра, когда в общем фактически начинается подготовка к открытию.

На всех избирательных участках, которые мы вчера посетили, ящики для голосования были запломбированы в соответствии с правилами, которые установлены законодательством Республики Камбоджа, пломбировочный материал был пронумерован, т.е. каждая пломба имеет свой номерной знак, что соответствует высоким стандартам организации выборов. Особенностью Камбоджи является то что избирательные участки сгруппированы по избирательным центрам, в школах, иных социальных учреждениях, как правило, находится несколько избирательных участков и организовано такое дробное разделение избирателей, в зависимости от их места жительства по разным комнатам для голосования с разными избирательными комиссия. Т.е. в некоторых школах организована буквально в каждом классе отдельная избирательная комиссия, при этом на каждую комиссию приходится от 250 до 500-600 избирателей, что обеспечивает удобство для самой процедуры голосования. Нет очередей, за исключением, может быть, самого пика голосования, который прошел примерно в 10-11 часов по местному времени. Т не отмечается в этой связи очевидного перегруза работы самих избирательных комиссий. Избиратели могут комфортно подойти в тот класс школы, или иное помещение для голосования, и там пройти всю процедуру.

Около школьного класса или другого помещения для голосования вывешиваются списки избирателей. В отличие от наших практик, в Камбодже нет законов, ограничивающих распространение персональных данных, но зато обеспечивается максимальная открытость ознакомления со списками избирателей, т.е. в тех списках, которые вывешиваются у помещения для голосования, можно одновременно увидеть и фотографию избирателя, его имя, номер его паспорта, номер его талона о регистрации в качестве избирателя, узнать его дату рождения и адрес. Также около помещения для голосования вывешены очень удобные информативные, визуально понятные материалы о том, как проголосовать. Собственно, вся процедура прохождения избирателем от входа на избирательный участок до ящика для голосования, четко расписана и текстуально, и зрительно.

Еще раз повторюсь, очень удобно, что на каждый избирательный участок приходится относительно небольшая нагрузка, в каждом участке голосуют от 250 до 500 избирателей, и на каждом участке обеспечивается работа избирательной комиссии из 6 человек. И в этом смысле очень четко мы видим распределение ролей внутри избирательной комиссии: председатель следит за всем ходом голосования, секретарь и еще один член комиссии обеспечивают выдачу бюллетеней, проверку данных избирателей, идентификацию их, и один из членов избирательной комиссии обеспечивают организацию, контроль маркировки пальцев избирателей уже проголосовавших. Такая маркировка, именно окрашивание, обмакивание пальца избирателей в специальную несмываемую в течение месяца краску обеспечивает защиту от повторного голосования одного и того же человека на выборах в очень многих странах Африки и Азии, во многих странах, которые мы уже наблюдали.

Несколько слов об избирательных участках. Два члена избирательной комиссии следят за тем, как избиратели подходят к участку, нет ли незаконной агитации на подходе к избирательному участку, в этом смысле – тоже такая крайне интересная особенность выборов в Камбодже, что пространство около участка очень хорошо контролируется членами местных избирательных комиссий. Этого мы не видели нигде на других выборах, на которых уже наблюдали. Как правило, на большинстве участков работают по 3-4 наблюдателя, иногда 2 мы встречали, там, где осуществляли наблюдение. К сожалению, из 18 политических партий только одна выдвинула свой корпус наблюдателей, это правящая Народная партия Камбоджи. Зато очень активно работает механизм общественного наблюдения на выборах в Камбодже, среди представителей молодежных, женских, ветеранских организаций мы часто встречали тех, кто наделен статусом наблюдателей и работает здесь.

Надо заметить, что активно используются механизмы международного наблюдения, в частности, участвуют в выборах в качестве международных наблюдателей представители 65 стран. На вечер вчерашнего дня приехало 344 наблюдателя, многие из них - это нынешние и бывшие депутаты, члены правительств, вплоть до бывших президентов и действующих премьер-министров, действующий из Гвинеи-Бисау, бывшие премьер-министры Пакистана, Непала, Шри-Ланки, Эквадора, а также представители многих международных организаций. Среди них - Шанхайская организация сотрудничества, межпарламентская ассамблеи государств Юго-Восточной Азии и много других организаций. Наблюдают и наши коллеги из Китая, члены независимого политического консультативно комитета Китая. Их делегацию возглавляет заместитель председателя того Китайского органа, который является партнером и аналогом Общественной палаты России.

В выборах национальной ассамблеи Камбоджи участвуют 18 политических партий, выборы проходят по партийным спискам этих партий, при этом каждый список отдельно формируется для каждого региона страны. В зависимости от численности населения в этом регионе, в число которых входит и столица Пном-Пень, в зависимости от численности избирателей определяется то или иное количество мандатов в данном избирательном округе. Таким образом места могут отойти разным политическим партиям или их представителям в зависимости от того, какое место в списке кандидатов той или иной партии занимает тот или иной кандидат, и в зависимости от того, как распределились голоса в этом округе между представителями разных политических партий.

В помещении для голосования, куда избиратели заходят по очереди, по одному, вслед за ним отдельно заходит каждый следующий избиратель, и в завершении процедуры следующий избиратель не проходит. В помещении для голосования члены избирательной комиссии сверяют данные избирателя с его данными в идентификационной карте паспорта и данными его талона о регистрации сертификата в качестве избирателя. Дело в том, что в Камбодже, как и во многих странах, чтобы принять участие в выборах, необходимо, чтобы в течении 50 дней, (еще эти 50 дней прошли в конце 2022 года), избиратель явился в избирательную комиссию и подтвердил сведения о себе. После подтверждения сведений о себе избирателю выдается талон или сертификат, в нем указываются его основные данные, имя, дата рождения, адрес места жительства, номер паспорта или идентификационного документа и номер этого сертификата избирателя. И важно, что в самом этом сертификате о праве голосовать сделаны соответствующие пояснения, комментарии, которые расшифровывают саму процедуру голосования, указывается в какое время, какого числа проходят выборы, указывается, что этот сертификат сам по себе не является документом, удостоверяющим личность и требует предъявления паспорта. Таким образом сертификат о праве голосовать несет не только правоподтверждающую нагрузку, но и является инструментом информирования избирателей о том, как проголосовать, какова процедура голосования.

Наверное, из некоторых неудобств выборов в Камбодже можно назвать то, что списки кандидатов от партий по тому или иному многомандатному избирательному округу не вывешены непосредственно на участках для голосования, их невозможно прямо увидеть, ознакомиться. Но, с другой стороны, эти списки размещены на сайте национальной избирательной комиссии и любой, кто имеет доступ к сети интернет, (в современной Камбодже абсолютное большинство избирателей такой доступ имеют), могут с этими списками ознакомиться. Зато из новаций камбоджийских выборов, которых мы не видели пока нигде, следует назвать наличие у избирательной комиссии на каждом участке адаптированного варианта бюллетеня, позволяющего прочитать его с применением шрифта Брайля для слабовидящих избирателей, т.е. ознакомившись с бюллетенем, такие люди могут понять, в какой графе избирательного бюллетеня размещены данные о той или иной партии и далее уже лично или с помощью помощника внести отметку, галочку или любой другой знак в соответствующей графе.

Особенностью камбоджийских выборов является то, что признается действительным любой знак, который поставлен не только в квадратике, специально предназначенном для такого волеизъявления, но и вообще любой знак, который поставлен в том блоке, той графе, которая содержит в целом сведения о той или иной партии. Сам текст избирательного бюллетеня в Камбодже достаточно лапидарный, в нем в соответствующих графах указывается название полное партии, сокращенное название партии, эмблема партии и содержится квадрат для знака, идентифицирующего волеизъявление избирателя. Но каких-то дополнительных данных, например, о кандидатах либо лидерах партийного списка, в бюллетенях не обнаруживается. Возможно, это обеспечивает экономию средств на проведение выборов, потому что вместо бюллетеня, который печатался бы для каждого округа, печатается единообразный избирательный бюллетень для всей страны, но вот уже подсчет обеспечивается в каждом округе отдельно - с разными результатами выборов по разным спискам кандидатов определяется то, кто избран в избирательном округе.

В качестве технологически удобного механизма организации контроля выборов надо здесь обозначить еще и то, что бюллетени как в некоторых странах, где мы уже наблюдали, сгруппированы по пачкам, т.е. бюллетени являются своего рода отрывным талоном, который избирательная комиссия отрывает от пачки и выдает избирателю. Но при этом легко посмотреть - сколько бюллетеней в этой пачке было, сколько выдано, сколько осталось. Таким образом всегда можно оперативно проверить явку избирателей и не допустить того, чтобы тот или иной бюллетень куда-то пропал, находясь отдельно от такой брошюры с избирательными бюллетенями.

Избирательные участки в Камбодже технически обеспечены. На каждом избирательном участке мы видим ящики для тайного голосования производства Японии, кабины для тайного голосования, которые обеспечивают тайну волеизъявления избирателей. К сожалению, из минусов нужно отметить, что ящики для тайного голосования непрозрачны, изготовлены из металла, таким образом обеспечивают их, вероятно, долговечность, но не обеспечивают возможность посмотреть сколько избирательных бюллетеней находится в этом ящике.

Выборы в Камбодже проходят, голосование на выборах проходит с 7 утра до 15 часов, мы в ходе голосования увидели, что ближе к 15 часам явка на многих избирательных участках превысила 70-80% от числа избирателей которые внесены в списки, но основная масса избирателей голосовала намного раньше, в 8-11 часов, т.е. в то время, когда климатические условия позволяют голосовать чуть более комфортно, при не столь сильной жаре. По традиции этот восьмичасовой период голосования в день выборов обусловлен климатом страны, так, чтобы избиратели могли раньше прийти на участок, ну а необходимости непосредственно продолжать голосование после 15 часов, в пик жары, наверное, значительного нет. Мы видим - уже к 13-14 часам избирательные участки оказывались пустые, новых избирателей подходило мало, зато уже в вентилируемых помещениях, с 15 часов члены комиссии начинают подсчет голосов.

На тех избирательных участках, которые мы посетили, каких-то жалоб, замечаний на работу участковых избирательных комиссий мы не обнаружили.

В целом можно свидетельствовать очень высокий уровень организации выборов, самих процедур голосования в Республике Камбоджа. Из минусов можно назвать то, что пока не предоставляется возможность проголосовать за пределами республики тем, кто проживает не в стране и тем, кто живет за пределами избирательного участка, кто выехал в этот день или проживает далеко от места для голосования. Т.е. чтобы принять участие в выборах, нужно обязательно прибыть на избирательный участок, в этом смысле никакие инструменты, которые используются в России, например, открепительные удостоверения или выездное голосование для людей с ограниченными возможностями, или возможность дистанционного электронного голосования, пока в Камбодже не внедрены. В то же время избирательная комиссия отдельно прорабатывает вопрос по инвалидам, для того чтобы найти им помощников, помогающим прийти на избирательные участки.

vybory golosovanie

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Плюсы и минусы избирательной системы Камбоджи
banner-cik-min Плюсы и минусы избирательной системы Камбоджи
banner-rfsv-min Плюсы и минусы избирательной системы Камбоджи
expert-min-2 Плюсы и минусы избирательной системы Камбоджи
partners 6
eac_NW-min Плюсы и минусы избирательной системы Камбоджи
insomar-min-3 Плюсы и минусы избирательной системы Камбоджи
indexlc-logo-min Плюсы и минусы избирательной системы Камбоджи
rapc-banner Плюсы и минусы избирательной системы Камбоджи