Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП
31.07.2023

Ставить точку в судьбе Аун Сан Су Чжи ещё рано

 

Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко - о том, может ли философия ненасилия победить военную хунту.

Околополитическому цинику ответ покажется очевидным: конечно, нет. Однако пример Аун Сан Су Чжи безапелляционность такого утверждения поставит под сомнение.

Дочь первого лидера современной Бирмы (позже – Мьянма), после 28 лет отсутствия в стране вернулась на родину ухаживать за больной матерью. Правившие с 1962 года военные сделали Бирму одним из беднейших государств мира, что в итоге привело к массовым протестам 1988 года. И хотя армия подавила выступления, протесты превратили Су Чжи в национального лидера, противостоящую военной диктатуре. Поверить в неё бирманцам помогали её происхождение (дочь одного из «отцов нации»), опыт жизни в демократических странах, работа в ООН.

Придерживаясь принципов Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга, Су Чжи стала безусловным лидером оппозиции, возглавив созданную ей партию «Национальная лига за демократию» (НЛД). За внешнюю мягкость и несгибаемую волю Сун Чжи получила прозвище «Железная орхидея».

В 1989-с, чтобы не допустить победы НЛД на предстоящих выборах, Су Чжи арестовали и поместили под домашний арест. Ей предложили покинуть страну и прекратить любую политическую активность. Она отказалась. НЛД одержала на выборах оглушительную победу, завоевав в парламенте 392 места из 447. Но военные, не желая расставаться с властью, объявили результаты выборов недействительными и запретили оппозиционные партии.

Ненасильственная борьба за демократию и права человека сделала Су Чжи мировой знаменитостью, в 1991 году ей присудили Нобелевскую премию мира. При этом в течение 1988—2010 годов политик в общей сложности провела 15 лет под домашним арестом.

После освобождения Су Чжи не оставляет политику и в 2012 году избирается депутатом Собрания народных представителей (нижней палаты парламента). Несмотря на абсолютный моральный авторитет и популярность среди населения, политик не может претендовать на пост президента (её сыновья имеют иностранное гражданство, что юридически лишает ее права быть кандидатом). Поэтому в 2016-м главой государства избирают её соратника, который сразу же учреждает «под Су Чжи» должность госсоветника, что-то вроде премьер-министра. Кроме того, она занимает пост министра иностранных дел.

Орхидея действительно оказалась железной: победив военную хунту, Су Чжи не стала марионеткой западного мейнстрима, за что неоднократно подвергалась либеральной критике. Камнем преткновения послужило «азиатское Косово» – ситуация в штате Ракхайн, которую западное сообщество единогласно описало как геноцид, творимый военными Мьянмы. Однако Су Чжи отказалась поддерживать столь плакатную интерпретацию событий. Вместо этого отважный политик приезжает в Международный суд в Гааге и разъясняет, что причина происходящего – давний бесконтрольный захват земель бенгальцами из соседнего Бангладеш, что обвинения в военных погромах в Ракхайне строятся на непроверенных фактах, а в насилии виноваты обе стороны.

В общем, за Мьянму можно было бы только радоваться, если бы в 2021 году военная хунта не устроила камбэк. Вспомнив классический рецепт своего политического успеха «Не можешь победить на выборах – доставай стволы», 1 февраля военные арестовали высшее руководство страны. Военные обвинили политичную верхушку страны в фальсификации парламентских выборов, на которых перед этим большинство мест получила возглавляемая Су Чжи Национальная лига за демократию. Власть перешла к главнокомандующему вооруженными силами Мин Аун Хлайну. После 10-летнего перерыва на демократию в Мьянме вновь правит военная хунта.

Что касается судьбы Аун Сан Су Чжи, то тут новая власть долго подбирала решения. То её обвиняли в нелегальном ввозе радиоаппаратуры, то в подстрекательстве к беспорядкам, то в коррупции, то в нарушении антиковидных ограничений. В итоге наказание, предусмотренное приговором, составило 17 лет тюрьмы.

Однако сегодня стало известно, что из тюрьмы в столице Нейпьидо Су Чжи перевели в одну из правительственных резиденций. А значит ставить точку в судьбе «Железной орхидеи» ещё рано.

В 2011 г. по истории Аун Сан Су Чжи Люк Бессон снял фильм «Леди».

 

vopros problema min

 

 
 
Партнеры
politgen-min-6 Ставить точку в судьбе Аун Сан Су Чжи ещё рано
banner-cik-min Ставить точку в судьбе Аун Сан Су Чжи ещё рано
banner-rfsv-min Ставить точку в судьбе Аун Сан Су Чжи ещё рано
expert-min-2 Ставить точку в судьбе Аун Сан Су Чжи ещё рано
partners 6
eac_NW-min Ставить точку в судьбе Аун Сан Су Чжи ещё рано
insomar-min-3 Ставить точку в судьбе Аун Сан Су Чжи ещё рано
indexlc-logo-min Ставить точку в судьбе Аун Сан Су Чжи ещё рано
rapc-banner Ставить точку в судьбе Аун Сан Су Чжи ещё рано