Политолог, эксперт Центра ПРИСП
30.08.2023

Опорные города: размер вторичен

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о проблеме создания опорных городов в Арктике.

Полную версию обсуждения смотрите в видео здесь

29 августа на площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) прошло очередное заседание Дискуссионного клуба этой организации, посвященное теме создания в регионе опорных городов.

Мероприятие фактически представляло собой мягкую вариацию «мозгового штурма», поскольку его основной целью стала проработка вопросов, связанных с выполнением поручений президента по разработке механизма выделения опорных населенных пунктов Арктической зоны России. Глава государства ранее установил, что перечень опорных населенных пунктов должен быть определен до 1 ноября 2023 года. А к началу июля 2024 года власти обязаны разработать уже мастер-планы развития соответствующих городов и поселков на период до 2035 года.

Круг вопросов, вынесенных на обсуждение в ходе заседания клуба, охватил такие аспекты темы, как критерии выделения опорных населенных пунктов, принципы построения мастер-планов арктических городов, использование урбанистической повестки в контексте развития северных поселений и т.д.

Систему государственного управления в ходе обсуждения представляли, в частности, директор Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Максим Данькин, первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев и заместитель руководителя представительства правительства Мурманской области Ирина Красноперова. От лица экспертного сообщества в дискуссии приняли участие генеральный директор ПОРА Николай Доронин, заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов и целый ряд иных крупных специалистов в области изучения АЗ РФ.

В целом эксперты выразили солидарную позицию по большинству вынесенных на обсуждение вопросов, в связи с чем важно обратить внимание на тезисы отдельных докладов, получивших наибольшую поддержку со стороны прочих участников дискуссии.

Николай Доронин акцентировал внимание на том, что идея выделения опорных городов напрямую привязана к стратегии развития Арктической зоны до 2035 года. Которая, в свою очередь, выстроена вокруг принципа приоритетности такой задачи, какповышение качества жизни население. Ее решение, подчеркнул эксперт, в принципе невозможно вне контекста планов развития поселений, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона. Однако добиться фиксации этого тезиса на уровне высшего политического руководства удалось лишь после того, как по инициативе мурманского губернатора Андрея Чибиса была сформирована рабочая группа госсовета по Арктике, выступившая в качестве коллективного лоббиста формирующих регион субъектов федерации.

Ведущий научный сотрудник Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Надежда Замятина отметила, что общепринятая модель пространственного развития за счет концентрации ресурсов в крупных городах неприемлема для Арктики, в особенности – для ее слабо заселенной восточной части. В условиях региона города и любые населенные пункты представляют собой скорее «острова», находящиеся вне сети городских обменов товарами и услугами. Поэтому в Арктике многие аксиомы современной урбанистики в принципе не работают. Именно поэтому критерий размера поселения не может быть использован для выделения опорных городов. Следует обращать внимание в первую очередь на социально-экономические функции поселения. Оно, независимо от размеров, может играть роль важного транспортного хаба, логистической базы для входа на территории с залежами полезных ископаемых, центра оказания медицинской помощи и образовательных услуг жителям сопредельных территорий. Эти города и поселки зачастую отличает отсутствие крупных производств. Но именно наличие данных поселений делает возможным промышленное или транспортное освоение сопредельных районов. В качестве перспективной роли для арктических поселений эксперт отметила позицию расположения административных структур добывающих компаний: дистанционное управления хозяйственным процессом из Москвы, Петербурга и иных «южных» городов приводит к снижению эффективности принимаемых решений.

Сооснователь проектно-исследовательской команды «Арктикаметрия» обратила внимание на то, что сейчас подходы к планированию развития Арктики зачастую основываются на ответах на вопрос зачем люди должны там жить. В то время как исследовательский фокус следовало бы сместить в сторону вопроса о том, почему они должны там оставаться, создавать семьи и развивать бизнес. По причине недооценки этого фактора на периферии исследовательских интересов долгое время оставался вопрос о дефиците качественно обустроенного жилого фонда, хотя в условиях Севера большую часть времени человек проводит именно дома. Равным образом не уделялось должного внимания созданию «объектов притяжения» в пешей доступности.

Ирина Красноперова в своем выступлении указала, что депопуляция российской Арктики (с начала 1990-х гг. регион лишился трети своего населения) в данный момент обусловлена в первую очередь недостаточным качеством благоустройства и низкой доступностью социальных услуг: именно они определили сложившуюся ситуацию, при которой 42% совершеннолетних жителей хотели бы уехать из Арктической зоны. В перспективе данная демографическая тенденция может служить источником угрозы для национальной безопасности РФ.

Помимо упомянутых экспертов, в обсуждении приняли участие следующие эксперты:

- Закирьяева Инна Анатольевна – заместитель главы МО город Норильск по экономике и финансам;

- Грицан Ольга Евгеньевна - руководитель аналитического отдела АСР "ЦЕНТР".

- Алферова Юлия Сергеевна - генеральный директор АНО «Национальное агентство развития предпринимательства»;

- Наринский Дмитрий Михайлович - профессор НИУ ВШЭ, академик отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), эксперт Союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования, член Экспертного совета АСИ;

- Балобанов Александр Евгеньевич - канд. филос. наук., эксперт ЭЦ ПОРА, заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС.

- Савинова Валерия Анатольевна - аспирант МАрхИ, магистр архитектуры, архитектор-исследователь

- Никоноров Сергей Михайлович - д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;

- Марача Вячеслав Геннадиевич - кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ.

Объединенная редакция портала «Выбор народа» и сайта Центра ПРИСП планирует в ближайшее время опубликовать подробные обзоры выступлений всех спикеров с прилагающимися к ним материалами презентаций.

chum sever koren narod

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Опорные города: размер вторичен
banner-cik-min Опорные города: размер вторичен
banner-rfsv-min Опорные города: размер вторичен
expert-min-2 Опорные города: размер вторичен
partners 6
eac_NW-min Опорные города: размер вторичен
insomar-min-3 Опорные города: размер вторичен
indexlc-logo-min Опорные города: размер вторичен
rapc-banner Опорные города: размер вторичен