Заместитель руководителя ГОКУ «Представительство Правительства Мурманской области»
06.09.2023

Размер – не критерий «опорности» города

 

29 августа на площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) прошло очередное заседание Дискуссионного клуба. Мероприятие будет посвящено теме создания в регионе опорных городов.

В дискуссии приняла участие Ирина Красноперова - заместитель руководителя ГОКУ «Представительство Правительства Мурманской области».

В ходе своего выступления она акцентировала внимание на то, что основным критерием выделения опорных поселений должен стать не их размер. Первостепенное значение имеет их функциональность с точки зрения удержания населения, обеспечения производства, логистики и безопасности.

С полной стенограммой ее выступления можно ознакомиться ниже.

Ранее порталом «Выбор народа» были опубликованы стенограммы выступлений:

- Надежды Замятиной - кандидата географических наук, ведущего научного сотрудника факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского (НИУ-ВШЭ);

- Виктории Богинской - сооснователя проектно-исследовательской команды "Арктикаметрия", члена союза архитекторов России, управляющий партнер проектной группы ""ЯРУС"", члена экспертного совета по созданию арктических стандартов Минарктики.

Я хотела бы рассказать о работе, которая ведется командой губернатора Мурманской области Андрея Владимировича Чибиса по определению опорных населенных пунктов Российской Арктики при поддержке Минвостока России. Прежде всего, я хотела бы поблагодарить коллег, кто принимает участие сегодня в площадке. В особенности, конечно же, организаторов площадки – Проектный офис развития Арктики за такой интерес к этой теме и актуальность этой дискуссии именно сейчас. Потому что в ближайшие 10 дней у нас состоится первое заседание экспертного совета при рабочей группе по развитию Арктической зоны. Об этом я скажу чуть позже.

В начале я хотела бы подсветить те ограничения, о которых мы не единожды уже говорили. Это те вызовы, с которыми сталкиваются Арктические поселения, с которыми они вынуждены бороться. Мы знаем о том, что общемировой тренд пространственного развития сегодня – это концентрация населения и экономики в крупнейших городах. И стратегия пространственного развития РФ также, как ни странно, делает ставку на крупные города и агломерации как на центры экономического роста. В масштабах страны это понятная стратегия, но однако у нас есть Арктическая зона, которая во многом специфичная. И какие же здесь уникальные черты? О них уже говорила Надежда Юрьевна Замятина сегодня. Но я так быстренько пройдусь еще раз.

Понятно, что большая часть поселений не большие по численности и при этом они являются критически важным элементом экономической системы Российской Арктики. И сама система расселения в Российской Арктике нетипичная по сравнению с той же общероссийской. И характеризуется низкой плотностью населения и малым числом городов с численностью населения 100-150 тысяч человек, такие стандартные для нас поселения. При этом небольшие населенные пункты могут играть роль крупного транспортного хаба или важного логистического центра, или склада ГСМ, являясь таким образом плацдармом для освоения близлежащей территории. Естественно, мы не можем не упомянуть ключевую функцию арктических поселений – это обеспечение функционирования Севморпути, который дает новые возможности для арктических населенных пунктов. Естественно, это один из главных таких мировых проектов транзита.

Нередко важными портами и стратегическими пунктами обеспечения функционирования Севморпути могут быть небольшие по численности населения города и населенные пункты. Естественно, ключевая функция – это обеспечение национальной безопасности и для всей Арктики это очень важная история. И выстраивание системной работы с фокусом на повышение качества жизни в них – это одна из самых важных задач в формировании государственной политики в Российской Арктики.

И еще важно сказать, что для большой территории Российской Арктики характерна сильная зависимость от безальтернативного транспорта. Об этом сегодня уже тоже Надежда говорила, и особенно в зоне бездорожья. И эти особенности не производят нам распространять на Арктику тенденции подхода к развитию средней полосы.

Одна из ключевых проблем российской Арктики, мы не можем не поговорить о каких-то социальных проблемах, это сильная депопуляция. Мы знаем о том, что Арктическая территория, Арктические регионы потеряли очень значительную долю населения. И по одному из наших исследований совместных с Институтом регионального консалтинга это порядка 30% населения с 90-го года. По другим данным, если темпы депопуляции и сжатия не изменятся, останутся такими же. то к 2029 году ожидаемая численность населения Российской и зарубежной Арктики могут сравняться. Сейчас, естественно, у Российской Арктики больше. И проблема оттока населения прослеживается и в социологических исследованиях. По данным 2020 года 42% респондентов заявили о своем желании сменить свое место проживания. Естественно, одним из ключевых факторов при принятии решения об отъезде для арктических жителей является неудовлетворенность качеством благоустройства своего населенного пункта.

Кроме того, важной причиной является неудовлетворение спроса на образование. И на текущий момент система профессионального образования Арктических территорий может принять только примерно 60% выпускников.

Важным вызовом для развития опорной сети Российской Арктики является также ожидаемой продолжительности жизни. По данным за 2020 года ожидаемая продолжительно жизни в Арктических регионах в среднем на 8-9 лет ниже по сравнению с зарубежной Арктикой. Естественно, говоря об опорных населенных пунктах, понимаем, что обеспечивание национальной безопасности на территории и содействие социально-экономическому развитию Российской Арктики требует усовершенствование системы мер госполитики. Что невозможно без объективного понимания реальной роли населенных пунктов Арктики. И для этого необходимо адаптировать общие какие-то, общероссийские методологические подходы к пространственному развитию, которые у нас существуют и в России, и также за рубежом. Их необходимо адаптировать к специфическим условиям Арктики.

Мы также делаем акцент на том, что опорные населенные пункты – это критически важный элемент экономической системы Арктики. По сути, его можно называть таким движком развития. И именно опорные населенные пункты делают возможным запуск и поддержку разных ресурсных проектов, инфраструктурных проектов, обеспечивают стабильность, адаптацию кадров, и также дают доступ к услугам для населения, что является ключевым фактором устойчивого развития территории.

Как уже сегодня говорила и Надежда Юрьевна, и модераторы, было проведено большое исследование в 2021 году информационно-аналитическим центром госкомиссии по вопросам развития Арктики и институтом регионального консалтинга. И это исследование было посвящено выделению опорных населенных пунктов, в котором было определено, что таких опорных населенных пунктов 180 в Российской Арктике. И вообще, госкомиссия под руководством Юрия Петровича Трутнева давно прорабатывает этот вопрос. И также позиции экспертного и научного сообщества сходятся на том, что поселения Российской Арктики нуждаются в дополнительной поддержке и в проработке системы приоритетных мероприятий в силу большого объема ограничений, о которых мы уже сегодня говорили. И для усовершенствования мер госполитики подход к выделению 180 опорных населенных пунктов было предложено адаптировать. И новый подход разрабатываемый, то есть адаптированный подход опирается на следующие принципы.

Первым является то, что отобранные населенные пункты должны играть ключевую роль, то есть быть стратегически важными для Российской Арктики и страны в целом. Второй момент – разрабатываемые меры и инструменты поддержки должны учитывать проблематику и ключевые вызовы опорных населенных пунктов. Таким образом, работать именно с их болевыми точками. Третий момент – что разные вызовы условно – разные инструменты. Понятно, что все арктические города в зависимости от их функций очень разные, как ни странно. И для повышения эффективности разрабатываемых мер необходимо создавать дифференцированный набор инструментов.

В 2022 году инициатива губернатора Мурманской области Андрея Владимировича Чибиса о создании рабочей группы по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны РФ при комиссии Госсовета была поддержана Президентом РФ. И в рамках деятельности рабочей группы была инициирована необходимость формирования особого подхода и набора инструментов для развития стратегически значимых населенных пунктов Арктики. И на последнем совещании, на последнем заседании 30 мая председателем рабочей группы Андреем Владимировичем было отобрано предложение ввести понятие опорных населенных пунктов Арктики. Это предложение впоследствии получило развитие и было поддержано Президентом РФ во время посещения Мурманской области в июле 2023 года, и было в дальнейшем отражено в перечне поручений Президента, который вышел 18 августа. При этом Президентом отдельно было отмечено, как раз сегодня Надежда Юрьевна об этом говорила и другие спикеры, что численность населения при выделении критериев для опорных поселений Российской Арктики не должна иметь ключевое значение. И даже небольшие населенные пункты могут иметь стратегическое значение.

И в соответствии с перечнем поручений ведется работа по определению перечня опорных населенных пунктов Арктики. Среди необходимых критериев это выполнение функций в области обеспечения нацбезопасности, либо функции азы для развития минерально-сырьевых центров и реализации экономичсеких и инфраструктурных проектов в Арктике. И в целях проработки объективного подхода к определению критериев опорности и дальнейшего формирования перечня населенных пунктов стратегически значимых для устойчивого развития на базе рабочей группы сформирован экспертный совет под председательством Андрея Владимировича Чибиса. И результаты работы экспертного совета будут представлены на рассмотрение штаба по вопросам развития городов и других населенных пунктов Арктической зоны, который сейчас также создается. И непосредственно штаб возглавил лично Алексей Олегович Чекунков. И как уже говорили о сжатых сроках, я их немножечко подсвечу. До 1 ноября 2023 года нам нужно в соответствии с поручением Президента определить перечень опорных населенных пунктов Арктической зоны. До 1 июля и утверждены комплексные планы долгосрочного социально-экономического развития на период до 2035 года. На этом я закончу. Если какие-то вопросы будут, буду рада ответить.

urbanizm

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Размер – не критерий «опорности» города
banner-cik-min Размер – не критерий «опорности» города
banner-rfsv-min Размер – не критерий «опорности» города
expert-min-2 Размер – не критерий «опорности» города
partners 6
eac_NW-min Размер – не критерий «опорности» города
insomar-min-3 Размер – не критерий «опорности» города
indexlc-logo-min Размер – не критерий «опорности» города
rapc-banner Размер – не критерий «опорности» города