директор Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
07.09.2023

Стратегия опорных городов: планы и перспективы

 

29 августа на площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) прошло очередное заседание Дискуссионного клуба. Мероприятие будет посвящено теме создания в регионе опорных городов.

В дискуссии принял участие Максим Данькин - директор Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

В ходе своего выступления он акцентировал внимание на вопросах разработки стратегии развития опорных населенных пунктов в Арктике.

С полной стенограммой его выступления можно ознакомиться ниже.

Ранее порталом «Выбор народа» были опубликованы стенограммы выступлений:

- Надежды Замятиной - кандидата географических наук, ведущего научного сотрудника факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского (НИУ-ВШЭ);

- Виктории Богинской - сооснователя проектно-исследовательской команды "Арктикаметрия", члена союза архитекторов России, управляющий партнер проектной группы "ЯРУС", члена экспертного совета по созданию арктических стандартов Минарктики;

- Ирины Красноперовой - заместителя руководителя ГОКУ «Представительство Правительства Мурманской области.

Коллеги, добрый день! На самом деле сегодня, параллельно когда слушал выступление своих коллег, расписывал поручение Юрия Петровича Трутнева по итогам поручения Президента. Как раз по теме опорных населенных пунктов. Задач много. Что-то пришло сегодня со сроком доклада Президенту вчера. Как всегда. Будем решать проблемы чиновничьи свои.

Что хотелось сказать? Во-первых, спасибо за возможность послушать дискуссию. Потому что действительно мне самому интересно. как правильно сказала Ирина, и с Надеждой мы плотно взаимодействуем. Сейчас у нас стоит такая важная задача максимально оперативно сделать следующий шаг. А следующий шаг – это определение этих опорных населенных пунктов. Работу эту мы на самом деле вели давно. И как раз сегодняшняя площадка позволяет какие-то дополнительные краски услышать для того чтобы мы более эффективные и правильные решения приняли, когда будем уже исполнять поручение.

Наверное, сильно погружаться в ту часть работы, которую мы организуем, не буду, поскольку уже было сказано коллегами. Я скорее усилю те тезисы, которые непосредственно говорили коллеги в части, что эта работа как продолжение той большой работы, связанной с развитие Арктической зоны, которую мы запускали еще в 2019-2020 годах. И об этом во вступительном слове Александр Михайлович говорил.

Смотрите, коллеги, у нас в 2020 году были утверждены 2 ключевых документа. Мы постоянно о них говорим. Но это важно для того чтобы структурировать ту работу, которую мы делаем. Это основа госполитики и стратегия развития Арктической зоны. И это, кстати, я к тому говорю, чтобы было понимание, что на пустом месте такие поручения тоже не рождаются.

В рамках этой стратегии у нас есть раздел 5 – это этапы и ожидаемые результаты от реализации стратегии. Вот на первом этапе – это 2020-2024 годы, у нас, читаю дословно – реализуются пилотные проекты комплексного развития населенных пунктов, в которых расположены органы и организации, выполняющие функции в области обеспечения нацбезопасности и базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономичсеких и инфраструктурных проектов. Это и есть те самые опорные населенные пункты, о которых мы с вами сегодня говорим. Это было еще в 2020 году подписано Президентом.

В рамках этих пилотных проектов, мы с вами хорошо знаем, и ПОРА непосредственно активное участие в этом принимала, у нас реализуется проект Комплексное социально-экономическое развитие города Норильска – одного из наших ключевых опорных населенных пунктов. Я Инну Анатольевну вижу, с удовольствием послушаю коллег из Норильска.

Второй этап. Коллеги, это очень важно. Второй этап реализации стратегии у нас заключается в следующем – подпункт г 31-го пункта – осуществление в полном объеме программы развития населенных пунктов, в которых расположены органы, организации и т.д. Срок реализации – 2025-2030 год. На самом деле поручение Президента, которое сейчас дано, оно дано не исходя из инициатив. Конечно, тоже большая благодарность и Правительству Мурманской области за то, что они сейчас выступили локомотивом продолжения этой темы. Но фактически мы идем сейчас в парадигме той стратегии, подписанной в 2020 году Президентом РФ. Задача изначально так и формулировалась, сейчас она продолжается. Как раз к 2025 году мы выйдем к подготовке тех самых комплексных планов по итогам проработки мастер-плана. То есть мы выходим как раз ко второму этапу стратегии, который будет реализовываться в 2025 году.

Это важный тезис для того чтобы было видно, что Правительство РФ не хаотично принимает решения, а это строго стратегические решения, которые планируются заранее и дальше уже исходят из дальнейшей реализации.

Теперь что касается самих опорных населенных пунктов. Я на самом деле очень согласен, вот Надежда Юрьевна выступала, полностью поддерживаю. Единственное, сделаю ключевой акцент. У нас в стратегии утверждены целевые показатели реализации стратегии. Это как раз те показатели, к которым мы стремимся. Они у нас на 2024-2030 год. Это и социальные показатели, связанные с ожидаемой продолжительностью жизни. И по уровню безработицы, эмиграции. И, конечно же, одни из ключевых показателей – это доля инвестиций в основной капитал, это реализация проектов в сфере освоения минерально-сырьевых центров. В том числе в части перевозки грузов по северному морскому пути.

Я это к чему говорю? Одна из ключевых задач и целевых показателей, которые для нас будут теми ключевыми факторами определения опорных населенных пунктов и то, что мы будем делать в опорных населенных пунктах, это те мероприятия, которые будут позволять нам достигнуть тех показателей, которые указаны в стратегии. Это тоже очень важный показатель, мы должны будем декомпозировать показатели в стратегии на те мероприятия, которые будут зашиты уже в те мероприятия по развитию тех комплексных планов. И здесь, конечно же, ключевые приоритеты на первом месте – это мы будем исходить из ключевых экономических транспортных инфраструктурных проектов, понимая, что освоение и развитие минерально-сырьевых центров Арктической зоны – это один из приоритетов. Это, конечно, северный морской путь. И исходя из понимания, что люди должны жить в хороших адекватных условиях и то поручение, о котором сказал Александр Михайлович по доведению показателей социального развития до уровня не ниже средних по стране, это тоже одни из тех показателей. На которые мы будем обращать внимание при подготовке этого плана.

В общем, работа на самом деле очень большая. Я еще раз хочу повторить свою благодарность вам, экспертам, потому что для нас очень важно и сейчас в моменте, когда мы формируем понимание перечня этих опорных населенных пунктов. И в моменте, когда мы будем уже разрабатывать мастер-планы конкретных опорных населенных пунктов и комплексных планов, здесь тоже будем благодарны за ваше активное участие. Спасибо.

stroika razvitie gorod min

 
Партнеры
politgen-min-6 Стратегия опорных городов: планы и перспективы
banner-cik-min Стратегия опорных городов: планы и перспективы
banner-rfsv-min Стратегия опорных городов: планы и перспективы
expert-min-2 Стратегия опорных городов: планы и перспективы
partners 6
eac_NW-min Стратегия опорных городов: планы и перспективы
insomar-min-3 Стратегия опорных городов: планы и перспективы
indexlc-logo-min Стратегия опорных городов: планы и перспективы
rapc-banner Стратегия опорных городов: планы и перспективы